Начало 2018 года уже ознаменовалось первыми репрессиями, пусть и не в Беларуси. Важной частью способности безболезненно пережить подобное в этом году является проанализировать, что с нами происходило и как мы это все переживали в 2017-м.
К сожалению, 2017 год был, как обычно в Беларуси, насыщенным в плане репрессий.
Участнику групп «Хой дивизион» и «Вежливые люди» было предъявлено обвинение по ст. 339.3 УК РБ (особо злостное хулиганство) за драку, в которой он даже не участвовал, и в начале января он был осужден на 3 года домашнего ареста.
Антифашист Томас Ковинский в январе 2017 года был осужден по ст. 339.2 (злостное хулиганство) на 2.5 года ограничения свободы за драку с правым фанатом «Динамо».
7 февраля суд Советского района Минска посчитал распространение брошюры «Кто украл наше счастье?» административным правонарушением по ст. 17.11 КоАП и оштрафовал анархиста, раздававшего брошюры, на 10 базовых величин.
В Бресте уголовный розыск задержал анархиста по подозрению в краже сумки. В милиции ему угрожали повесить на него это дело, расспрашивали о поездках в Украину, экстремизм, пытались принудить пройти опрос с использование полиграфа (детектор лжи), но он отказался. Через несколько часов задержанный был отпущен без предъявления обвинений.
Весь февраль и в начале марта 2017 года проходил суд над антифашистами, футбольными фанатами клуба «Партизан» (ранее — МТЗ-РИПО). В суде разбирали несколько эпизодов: распространение наркотиков, злополучная драка фанатов «Партизана» и «Торпедо» и руководство незарегистрированной организацией. Для всех обвиняемых процесс закончился реальными сроками — от 4 до 12 лет лишения свободы. Мы подробно рассматривали причины и последствия этого дела в своей статье.
https://abc-belarus.org/?p=8257
Бойко Вадим, осужденный на 4 года лишения свободы, до вступления приговора в законную силу успел выйти из СИЗО под подписку о невыезде и подал апелляционную жалобу на приговор. Суд Первомайского р-на Минска приговор Бойко оставили без изменений, жалобу без удовлетворения. Буквально через месяц антифашиста всё же взяли под арест, позже этапировали в колонию в город Бобруйск. За первый месяц отбытия наказания Вадим успел побывать в штрафном изоляторе, также его поставили на учет как склонного к экстремизму. В сентябре Бойко перевели в ИК-17 в городе Шклове.
10 марта в Доме правосудия после оглашения приговора по делу антифашистов, был задержан на 7 суток Полиенко Дмитрий, так как громко выражал несогласие с приговором. В марте его несколько раз арестовывали после акций в поддержку Куропат и перед Маршами тунеядцев. В апреле ему отменили отсрочку наказания за участие в Критической массе; правозащитники признали его политическим заключённым.
Отбывает наказание Дмитрий в Бобруйске, ИК-2. Там на его повесили специальную бирку «склонный к экстремизму», лишили свидания с отцом, ограничили в пользовании денежными средствами, отправили в ШИЗО на 4 дня за отказ мыть санузлы.
Самыми масштабными репрессии были в связи с уличными протестами против декрета «о тунеядстве». На первой акции (Марш рассерженных беларусов) в феврале за колонной анархистов следили менты в штатском и пытались спровоцировать, задержать хоть пару человек. Но слаженные действия активистов и солидарность других участников акции, прохожих помогла отбиться от ментов и провокаторов.
Следующая акция против декрета №3 проходила 5 марта в Бресте и там также были активны анархисты. Сам марш прошёл без задержаний, а вот когда анархисты покидали место окончания акции, были предприняты попытки задержать одного из участников, но тут помогло пристальное внимание журналистов, которые отбили активиста. Весь март в Бресте в качестве мести за уход с места проведения акции велась охота на анархистов, которые, по версии ментов, участвовали в марше. Так, в разное время и в разных местах города было задержано и доставлено в милицию около пяти человек. Всем им присудили 4-5 суток ареста по ч.1 ст. 23.34 КоАП (нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий). Ещё одного анархиста оштрафовали на 10 базовых величин. Также после отбытия срока почти всех, кто выходил из ИВС перезадерживали сразу либо через день, обвиняли в мелком хулиганстве за сквернословие (ст. 17.1 КоАП) и присуждали ещё от 8 до 15 суток ареста. Очевидно, что это была просто попытка властей не допустить участия анархистов в массовых акциях, запланированных на ближайшие даты.
После всех этих событий — многочисленного для Бреста «Марша не тунеядцев» и репрессий против самых активных его участников анархистов — волна недовольства, желания высказать свою позицию, солидарности и, конечно же, репрессий прокатилась по всей стране. В областных городах, во многих маленьких городах люди выходили на акции, высказывали своё недовольство и подвергались обыскам, арестам, получали сутки и штрафы.
На 15 марта был намечен внеочередной Марш нетунеядцев в Минске, но уже за день до этого проводились превентивные задержания активистов — двух человек осудили на 15 суток ареста.
https://abc-belarus.org/?p=7487
В день перед самым началом акции было задержано 10 человек и их осудили на сроки 13-15 суток по ст. 17.1 КоАП якобы за нецензурную брань. После акции был задержан ещё 41 человек и осужден на срок от 12 до 15 суток за сопротивление милиции и нарушение правил массовых мероприятий. Двум задержанным угрожали уголовным делом за нападение на тихаря и распыление баллона в салоне троллейбуса.
https://abc-belarus.org/?p=7491
https://abc-belarus.org/?p=7514
Задержаниям в этот день подверглись анархисты и те люди, которые находились рядом, и попали под горячую руку ментов в штатском. Некоторых случайных задержанных отпускали после разбирательства в РУВД.
Также ко всем задержанным 15 марта менты применили новую форму репрессии для административно осужденных — сдача ДНК обманным способом, ну и конечно же, старые знакомы беседы.
Мы написали подробную статью о том, каким образом берется ДНК и почему сдавать такой анализ не следует.
Все эти действия ментов не прошли даром, так как после марша поднялась большая волна солидарности. Люди координировались, чтобы дежурить в судах, получать последнюю информацию, собирать и передавать передачи. 24 марта должен был состояться сбор средств в поддержку арестованных активистов 15 марта, но к намеченному времени и месту приехали менты по форме и в штатском, всех переписали и перевезли в РУВД. После выяснения личности четверых журналистов отпустили, а 10 человек обвинили в мелком хулиганстве (ст.17.1 КоАП) и оставили до суда следующего дня. Пока люди находились в РУВД, у некоторых дома в их отсутствие прошли обыски и осмотры в рамках административного дела.
https://abc-belarus.org/?p=7743
Всем десяти человекам дали от 12 до 15 суток ареста.
Также 24 марта и 25-го в день массовой акции протеста против декрета проходили обыски и задержания на квартирах, задержания на подходах к месту проведения акции и избиения анархистов и тех, кто мог как-то попасть в список экстремистов. Всего было задержано около 25 человек.
В этом списке находились граждане России, Украины и к ним применялись новые способы репрессий — арест, высылка в страну гражданства и штамп в паспорте «запрет на въезд на территорию РБ» на срок от 5 до 10 лет.
В Гомельской области и в Гродно также проходили обыски у антифашистов, анархистов, у тех, кто мог числиться в списках экстремистов. Все происходило в преддверии 25 марта, массовой акции протеста, но по старым уголовным делам предыдущих лет. Изымались вещи никак не связанные со старыми делами, задерживалась активистка и, спустя трое суток, её отпускали без предъявления обвинений.
https://abc-belarus.org/?p=7688
https://abc-belarus.org/?p=7903
В общей сложности, в период протестов против декрета «О тунеядстве» репрессиям было подвергнуто около 100 антифашистов, анархистов, активистов. Власти не могли допустить, чтобы анархисты, активисты, которые разделяют подобные взгляды, недовольные граждане объединились и продолжали бороться за свои права, набирали силу и солидаризировались.
Каждый сам выбирал, как реагировать на происходящее весной 2017 года в стране. Кто-то выходил на улицы и получал сутки ареста, другие были активны в сети. За репосты с анархистских ресурсов на пятерых жителей Гомельской области были заведены дела по ст. 17.11 КоАП — распространение экстремистских материалов. В половине случаев дела не дошли до суда ввиду истечения срока, некоторых оштрафовали, у других были также изъяты орудия правонарушения, т. е. мобильные телефоны.
https://abc-belarus.org/?p=8276
Менты никогда не забывают тех, кто был арестован, осужден. Списки пополняются и активистам периодически напоминают, где они живут. Так, на протяжении года ко многим, кто был хоть как-то связан с протестами против декрета о тунеядцах, с анархистскими группами либо по иным причинам оказался в этих списках, сотрудники звонили, приходили домой, оказывали давление на родственников, преподавателей, начальников на работе. Причины для такой назойливости самые разнообразные — дать пояснения по фактам прошлогодних грабежей или нанесенных граффити, уклонение от службы в армии, предупреждение не участвовать в несанкционированных мероприятиях и прочее.
11 апреля сайт и паблик анархистской группы «Прамень» Вконтакте стал недоступен с беларуских и российских айпи-адресов. В обоих случаях идёт ссылка на нормативные правовые акты. В России — Роскомнадзора, в Беларуси — министерства информации.
В Брестском областном суде в мае состоялся пересмотр дела Влада Ленько, ивацевичского антифашиста осужденного на шесть лет за драку с нацистами. Он отсидел уже два с половиной года. Пересмотр дела стал возможным ввиду только что открывшихся обстоятельств и благодаря родственникам Влада, которые не сидят сложа руки. Но ситуация практически не изменилась.
В июле в Барановичах на концерте (акустика и хип-хоп) были задержаны три человека, осуждены на 5 суток ареста по ст. 17.1 КоАП, якобы ругались матом. В квартире был проведён обыск, изъяты стикеры, музыкальные плакаты и диски.
Также в августе в Барановичах сотрудники милиции ворвались на лекцию российского антифашиста Алексея Сутуги (Сократа), задержав всех присутствующих — 15 человек и предъявив обвинение по статье 17.11 (распространение и хранение экстремистских материалов). Через несколько часов всех беларусов отпустили, а троих россиян хотели посадить на поезд, но позже тоже отпустили. Во время задержания менты провели обыск и конфисковали три смартфона, машину, ноутбук, видеокамеру и пауэрбанк (видимо, подумав, что это флэшка), не говоря уже о 8 экземплярах журнала «Автоном №37». Все они оформили в качестве проверки на экстремизм.
И только 12 октября Суд Барановичского района и г. Барановичи признал изъятые во время налета на встречу с Сократом печатные издания материалами содержащими признаки экстремизма.В список попали 37-й номер журнала «Автоном», книга «Исход» и брошюра «Психология допроса».
Позже осудили Журавского Евгения за хранение информационной продукции, пропагандирующей экстремистскую деятельность, с целью распространения (ч. 1 ст. 17.11 КоАП РБ), Алексея Сутугу — в перевозке информационной продукции, содержащей признаки проявления экстремизма (ч. 1 ст. 17.11 КоАП РБ).
В августе 2017 года был задержан брестский антифашист Роман К. по подозрению в хранении взрывчатых веществ (ст. 295.2 УК РБ). В конце мая в Бресте был вывешен баннер «Где наша зарплата 500$?». Перед Днем Независимости брестская милиция провела ряд осмотров по месту жительства различных активистов. У Романа К. были найдены провода, гвозди и порох. Вещи изъяли и отправили на экспертизу. При этом Роману ранее уже присудили штраф за вывешенный баннер. На следующий день его арестовали по месту работы по обвинению в хранении взрывчатых веществ. Освободили Романа 22 октября 2017 года, поскольку он получил наказание в размере уже отсиженного срока.
В августе были задержаны Макаревич Игорь и Алексеев Кирилл по подозрению в поджоге щита с социальной рекламой в Ивацевичах (ст. 339.2 злостное хулиганство группой лиц). Был проведён обыск по месту жительства Кирилла. Изъяты диски компьютера, одежда и обувь для проведения экспертизы. Сейчас ребята находятся в СИЗО-6 города Барановичи.
В Гродно фабрикацией дел против анархиста занимается четыре ведомства: КГБ, ГУБОП, СК, Военкомат.
26 сентября в домах минских анархистов прошли обыски по делу об поджоге билборда с социальной рекламой в городе Ивацевичи. Менты в штатстком и в балаклавах, с автоматами ворвались в 7:10 утра в дома по трём разным адресам. Изъяли всю технику (компьютеры, телефоны, принтеры, фотоаппараты и др.), книги, распечатки, черновики, записные книжки, деньги. Мусора выламывали двери закрытых комнат при помощи инструментов либо прикладом автомата. В одном из домов обыск длился около 11 часов. При всех этих действиях жителям домов ничего не поясняли, не разрешали связаться с родственниками, друзьями, адвокатами. Спустя некоторое время и благодаря постоянному пинанию мусоров, большую часть изъятого вернули, ничего не поясняя.
А 26 октября на белорусско-литовской границе белорусские пограничники остановили автомобиль анархиста, который прошёл через эти обыски. Был проведен таможенный досмотр автомобиля и личных вещей всех, кто передвигался в нём. Предположительно причиной мог стать недавно проведённый обыск у него в доме.
В Гродно 9 октября милиция ворвалась на лекцию анархиста Петра Рябова (доцента кафедра философии МГПУ, кандидата философских наук). Опера задержали около 20 человек, включая самого Рябова. Позже задержанных товарищей, в том числе Петра Рябова, выпустили. Были ли составлены протоколы, неизвестно. Книги Петра Рябова забрали на экспертизу относительно содержания в них признаков «экстремизма».
https://abc-belarus.org/?p=8548
На следующий день Рябов отправился в Барановичи, чтобы провести еще одну лекцию в закрытом режиме. Она прошла успешно, но когда Рябов находился уже на вокзале в городе Барановичи, чтобы уехать домой, то был задержан. Ночь Петр Рябов провел в ИВС Барановичского ГОВД. На утро суд принял решение признать Петра Рябова виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.1 (хулиганство) и 17.11 КоАП (распространение экстремистских материалов) и отправил на 6 суток ареста.
Он объявил сухую голодовку.
В октябре в одном из клубов Минска спецназом был атакован антифашистский концерт. Несколько десятков человек арестовали, завезли в РУВД, но ближе к полуночи отпустили.
В отношении активиста Ильи Сенько, который был задержан 10 октября с российским философом и историком Петром Рябовым в Барановичах, был составлен протокол за административное правонарушение по ст. 17.10 КоАП – «Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики». Это было вызвано якобы размещенной на его странице изображения нацисткой символики в саркастическом виде. Чуть позже активиста признали виновным в распространении, присудили штраф КАКОЙ? и конфисковали жёсткий диск компьютера как предмет совершения правонарушения.
Антифашиста из Гродно Ягнешко Максима, осужденного на 3 года «химии» за драку с правыми фанатами «Нёмана», в декабре перевели на ограничение свободы без направления в исправительное учреждение по истечении 1/3 срока.
О «Марше нетунеядцев» и задержаниях весной 2017 года напомнила информация о том, что следственным комитетом в октябре был задержан участник акции, который отбивал анархистов от ментов в штатском. Ему грозит до шести лет лишения свободы.
В 2017 году Министерство информации Республиканский обновило список экстремистских материалов. В него вошли в том числе: брошюра «Милитант анархизм. Практическое руководство», книга «Анархия работает», издание «Пропавшие люди в Беларуси», брошюра «Разведчики, информаторы, стукачи.», брошюра «Кто украл наше счастье 2.0», издание «Анархия 21», журнал «Свобода или смерть. № 6 (май-август 2007)», книга «Исход» (подростковая проза), брошюра «Психология допроса», журнал «Автоном № 37».
В этом списке также оказались информационный ресурс pramenofanarchy.wordpress.com, revbel.info и паблики этих групп ВКонтакте.
Читая этот обзор, несложно понять, что репрессии против анархистов и антифашистов не прекращаются, а только укрепляются, растут и используются разные ухищрения для подавления, нейтрализации активных людей.
2017 год был запоминающимся из-за массовых протестов, проявления солидарности и взаимопомощи от тех, кто не является частью анархистского движения, но так же, как и мы готов бороться против несправедливости и угнетения. Стоит больше внимания уделять тем, кто поддерживал нас на акциях, заступался за нас при задержаниях, репостил новости с наших ресурсов, тем самым доносил наши принципы и идеи до большего количества людей.
В солидарности наша сила!
Выдатны агляд, дзякуй за працу і высілкі!
Спасибо за обзор!