Полномасштабная война в Украине идет уже больше трех месяцев. Анархическое движение за эти три месяца по-разному ответило на российское вторжение — кто-то начал безоговорочно поддерживать товарищей в Украине, а кто-то продолжает повторять историю об агрессии НАТО в регионе. Мы посчитали необходимым также сделать заявление о нашем взгляде на события.
После распада СССР многие надеялись, что резкое обеднение большой части населения будет в какой-то степени компенсировано гражданскими свободами. В Беларуси этот период закончился довольно быстро с приходом Лукашенко и постепенным выстраиванием диктатуры. В России надежды на либерализм еще долго витали в воздухе, вопреки постоянным звоночкам восстановления империалистического проекта — война в Чечне стала одним из первых примеров жестокости московских «элит» в отношении «периферийных» народов.
Строительство беларуской диктатуры было невозможно без поддержки Кремля. И происходило это еще до прихода Путина к власти. Выстраивание в беларуской республике беспардонной диктатуры никак не смущало Ельцина. Россия через своих политиков и экономическое давление пыталась влиять не только на Беларусь, но и на другие страны бывшего СССР. И если в Казахстане, к примеру, проект поддержки Назарбаева вылился в лояльность Москве, то выборы 2004 года в Украине и последующие протесты с «оранжевой революцией» очень сильно ограничили политическое влияние уже к тому времени путинского правительства на страну. Спустя 10 лет народное восстание на Майдане показало, что украинцы не будут терпеть авторитаризм у себя в стране. Готовность противостоять государственному насилию стала одной из причин продолжающегося сопротивления российской оккупации.
В свою очередь лукашенковский режим продолжал получать поддержку Москвы и развивать диктатуру. Подавление восстания 2020 года — это логичное продолжение государственного террора против беларуского общества. Протесты против Лукашенко проходили почти каждые президентские выборы и каждый раз сталкивались с жестоким ответом. Избиения, пытки и тюремные сроки для противников режима существовали до 2020 и даже до выборов 2010 года. Именно поддержка России позволила беларускому режиму продолжить свое существование, а подавление движения 2020 года открыло двери для вторжения в Украину. Тысячи заключенных и десятки тысяч беженцев — эта зачистка обеспечила слабость движения против вторжения на территории Беларуси. Напади Путин на Украину до 2020, сопротивление на территории Беларуси сделало бы войну с территории страны крайне рискованным проектом.
Озвученные Путиным причины вторжения второстепенны. Неважно, сколько раз он будет повторять историю с НАТО или химическим оружием в Украине (этакая постмодернистская ирония: Бушу и Блэру было можно так бесстыдно врать, почему ж нам нельзя). Де-факто полномасштабное вторжение в Украину сегодня — это продолжение попытки Москвы сокрушить народное восстание 2014 года и втянуть страну в так называемый «русский мир»: ультраправый проект, предусматривающий постоянный рост Российской Империи.
В данном контексте возникает вопрос: каким образом анархисты могут реагировать на такого рода агрессию? Начнем с довольно простого пункта. Как анархисты мы считаем, что у любого человека есть право на защиту личной свободы, той самой, которая продолжается в свободе другого человека. Мы видим необходимость в коллективной защите от постоянных посягательств на те небольшие свободы, которых мы добиваемся в результате постоянной борьбы. Если государство приходит с автоматом, чтобы забрать наши свободы, то мы считаем, что у каждого есть право взять этот автомат и восстать против государства, пытающегося забрать эти свободы. Право на восстание против деспотов — основа формирования свободного общества. Мы — не радикальные пацифисты, выступающие за сохранения мира любыми способами. Призывы прекратить сопротивление российскому вторжению мы видим как простое непонимание довольно очевидного: даже в случае капитуляции насилие со стороны Кремля не остановится. Мы – антимилитаристы, считающие, что для сохранения мира в долгосрочной перспективе всем государствам необходимо разоружение (в том числе ликвидация ядерного оружия). Но сдаваться на милость агрессора — не наш выбор.
В Украине ситуация довольно сложная, но право на защиту от государственного насилия остается у каждого человека. В случае войны мы видим, что насилие исходит в первую очередь от российского государства. Пример Мариуполя показывает, что путинская военщина готова уничтожать целые города для достижения собственных целей, насилуя, убивая и похищая людей. Украинское государство остается государством и преградой к освобождению людей от власти, но ни один украинский политик не позволит себе такого уровня государственного насилия, которое позволяет путинский режим. Хотим отметить, что бесчинства Кремля в Украине — это лишь продолжение политики подавления свобод внутри самой России. Пытки, убийства и похищения — это повседневность для народов, оказавшихся под контролем Путина. Мы можем говорить как про политические и социальные преследования по всей России, так и про диктаторские режимы по всей планете, которые поддерживаются Кремлём.
И в сопротивлении насилию российского авторитаризма украинский народ нашел временного союзника в украинском государстве, имеющем собственные цели в этой войне. Мы уже видим, что украинские политики под шумок пытаются протолкнуть собственные политические проекты по контролю трудящихся, и борьба в этом направлении будет сложной. Но это борьба будет невозможной, если Путин победит и уровень насилия российской империи распространится по территории всей Украины.
Временное перемирие между анархистами и левыми с одной стороны и украинским государством с другой стороны мы считаем вынужденным и неизбежным в условиях современной европейской войны. Но это не значит, что мы забываем о своих революционных целях и выступаем за усиление государства. Участие анархистов в военных структурах никаким образом не должно стать формированием нового государственного патриотизма. Союз с украинскими властями был и остается временным до тех пор, пока российское государство продолжает стрелять по всем подряд. В этот период коллективного сопротивления Москве усиление анархического движения в Украине становится ключевым для его выживания в случае победы над Путиным. И это усиление возможно лишь через международную поддержку. Росту влияния ультраправых мы можем противопоставить лишь рост анархического революционного движения. Не того, которое призывает к миру всеми способами, а того, которое готово взять винтовки для самообороны.
Победа России в этой войне станет полной катастрофой не только для Украины, но и для всей Восточной Европы. Русский мир, как чума, продолжит расползаться по всему континенту в попытке выстроить новую Империю. В такой обстановке сложно представить успех нового восстания в Беларуси, Казахстане или других странах, находящихся под контролем Москвы. Мы, беларуские анархисты, оказавшиеся в изгнании, потеряем все, что пытались выстроить за последние 30 лет. Именно поэтому вооруженное сопротивление анархистов Путину — это революционная необходимость, к которой мы призываем всех товарищей. Сейчас наиболее эффективной антивоенной деятельностью мы видим вхождение в вооруженные отряды анархистов в Украине, максимальную поддержку антивоенной и анархической деятельности в России и Беларуси, а также критику националистических и империалистических настроений, разобщающих людей, проживающих в регионе. Падение Путина и поражение российской армии приведут к освобождению не только Беларуси, но и десятков других народов, которые оказались в этой тюрьме.
Тем временем наше сопротивление «русскому миру» продолжается в форме поддержки товарищей, оказавшихся в заключении. К сожалению, за последние месяцы нам почти не поступает денежных донатов, а расходы на суды и поездки в колонии продолжают расти. Именно поэтому мы проводим сейчас кампанию по сбору средств на платформе firefund. Для покрытия долгов и закрытия расходов по судам нам необходимо 25 000 евро. Вы можете скинуть пожертвования на странице сбора — https://firefund.net/abcbelarus.