В середине октября стало известно, что для заключенных в СИЗО-1 изменятся правила подписки на газеты и журналы, которые для подследственных могли выписывать родные, друзья и даже незнакомые люди на почте и онлайн.
Родственники одного политзаключеного, который содержится в СИЗО-1, направили обращение руководству изолятора, где задали вопрос о том, какие нововведения ожидаются в правилах подписки на периодические печатные издания.
В ответе за подписью начальника СИЗО-1 А. Цедрика отмечается, что постановлением МВД еще от 30 мая 2021 г. из Правил внутреннего распорядка СИЗО исключен п. 169, согласно которому «подписка может быть оформлена на имя лица, содержащегося под стражей, его родственниками или иными лицами». Указанное постановление вступило в силу 23 сентября 2021 года.
Кто теперь сможет оформить подписку для заключенных?
Теперь оформление подписки в отделение связи будет производить сотрудник СИЗО за счет средств заключенного, которые есть у него на личном счете. Также в ответе на обращение значится, что лицам, содержащимся под стражей, предоставляется право подписки на те газеты и журналы, которые распространяются через отделения связи.
Что будет с подпиской, оформленной заранее?
Согласно ответу, ранее оформленная периодическая печать на ноябрь и декабрь 2021 года будет вручена адресатам, а сам процесс оформления подписки уже разъяснен заключенным СИЗО-1.
Зачем введены эти и другие ограничения?
Становится очевидным, что новшества по подписке негативно скажутся на политзаключенных: теперь им придется писать заявления с перечнем газет и выбирать печатные издания по принципу «пальцем в небо». Дополнительная нагрузка возлагается на ментов из СИЗО, которые вряд ли будут очень внимательны к пожеланиям сидельцев. Что же касается родных, друзей и сочувствующих – то у них наглым образом отбирается еще одна возможность поддержки и выражения солидарности с политзаключенными.
Более того, наблюдается тенденция, как постепенно из каталога подписок исключаются наиболее актуальные и правдивые издания, которые ранее были доступны заключенным. Это и газета «Новы час», и «БелГазета», и «Наша Гісторыя», и российский «Собеседник», и многие другие.
На протяжении года мы наблюдаем, как последовательно и планомерно закручиваются гайки в отношении пленников режима: сначала ограничили подписку извне для тех, кого уже направили в колонии, потом – отменили возможность каждому желающему пополнить их же лицевой счет, а затем стала поступать информация, что в некоторых местах заключения переписка политзаключенных допускается только с близкими родственниками. Теперь цепкие руки режима дотянулись и до тех, кто находится в ожидании судилища. Все это указывает на то, что властьпридержащие хотят создать вокруг политзаключенных информационный вакуум и пресечь любые формы солидарности с ними, сравнять их с другими узниками и выставить обычными преступниками.