Мнение коллектива АЧК-Беларусь по поводу заявления “О чрезвычайной политической ситуации в Беларуси и числе политических заключенных”

На прошлой неделе несколькими инициативами и отдельными людьми было выпущено заявление “О чрезвычайной политической ситуации в Беларуси и числе политических заключенных” (https://stopdictat.tk/articles/o-chrezvychainoi-politicheskoi-situacii-v-belarusi-i-chisle-politicheskih-zakluchennyh). В заявлении указывается, что общественности стоит пересмотреть подходы к признанию людей политическими заключёнными. Согласно заявлению, на 22 октября в Беларуси был 1021 политический заключённый (по версии “Вясны” – около 800) и ещё 287 человек, подвергшихся политически мотивированному преследованию (например, сидящих на “домашней химии”).

Мы подписали это заявление, потому что поддерживаем расширение критериев для признания политическим заключённым. Мы поддерживаем то, чтобы о всех, сидящих за участие в протестах в современной Беларуси, говорили, писали и требовали их освобождения.

Вместе с тем, на наш взгляд, обоснование расширения списка заключенных недостаточное. Мы также хотим дистанцироваться от легалистского языка этого заявления. В частности, в вопросе определения, кто является “политическим заключённым”, а кто – нет, нам не близко руководствоваться решением Парламентской ассамблеи Совета Европы. Мы считаем, что политическими заключенными могут признаваться не только люди, не совершившие насильственных действий. Мы также считаем, что политическими следует признавать осуждённых и преследуемых за уничтожение или повреждение имущества по политическим мотивам, произведённое без ущерба для здоровья людей.

За последние десятилетия правозащитные организации сделали много для того, чтобы выхолостить понятие “политический заключённый” и фактически свести его к синониму понятия “узник совести”. В то время как узник совести – человек сидящий фактически “ни за что”, за собственные убеждения или мирную легалистскую деятельность, политический заключённый – человек сидящий за номинально “нелегальные” политически мотивированные действия.

Мы признавали, признаём и будем признавать политическими заключёнными людей, попавших за решётку за драки с неонацистами, за сопротивление полиции, за уничтожение государственного или корпоративного имущества (совершённое без риска для людей), а также за другие политически целесообразные “нелегальные” действия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх