14 июня прошло седьмое заседание суда над Денисом Болтутем, Тамазом Пипия, Тимуром Пипия и Виталием Шишловым.
Заседание началось с заслушивания письменных показаний Виталия Шишлова, которые он давал на предварительном следствии. Потерпевшими были заявлены гражданские иски о возмещении вреда, Виталий признал их. Так же после дополнительных вопросов судьи сказал что по статьям 342 и 364 признает вину частично, а не полностью.
По протоколу 26 сентября Виталий Шишлов отказался от дачи показаний против себя. Следующий допрос был 5 октября, где Виталий так же отказался от дачи показаний, но пояснил что первоначальные показания он давал в момент задержания под угрозой насилия. 26 сентября его задержали на дачи у знакомых, около 14 часов в дом ворвались 8 человек в бронежелетах, масках, шлемах и с оружием. Приказали стать на колени и завести руки за голову, надели наручники и залили перцовый газ из баллончика в лицо. После этого начали наносить удары по корпусу, рукам и ногам. Дальше вывели во двор и окунули головой в бочку с водой, затем бросили в микроавтобус и продолжили избивать уже там. Вывезли в лесополосу, там продолжали избивать, после чего потребовали признаться на видеокамеру в совершении преступления и продиктовали заготовленный текст.
27 сентября давал объяснения в отсутствии защитника где рассказал, что выходил на акции протеста по выходным дням, никаких преступлений не совершал, просто хотел выразить недовольство. 23 сентября выпил дома около 1.5 литра пива и еще около 1 литра на улице. На акцию пошел с Болтом и Тимуром, были на Немиге, но решили уйти оттуда. В интернете прочитали что люди есть на Рокоссовского. В Серебрянке толпа перекрывала движение транспорта. В какой то момент начали кричать, что что то происходит, что у людей в машине может быть оружие. Тогда решил забрызгать машину баллончиком: подбежал к автомобилю и распылил газ в открытое окно, после чего увидел милицейскую кепку и понял что совершил глупость. Отмечал что совершил поступок под действием алкоголя и эмоций, признавал вину, раскаивался и просил прощение у потерпевших.
В тот же день, был проведен допрос, на котором Шишлов отказался от дачи показаний.
На следующих допросах 4, 18 февраля и 3 марта – также отказался от дачи показаний.
Пояснил суду что 27 сентября давал объяснение после того, как весь предыдущий день над ним “глумились и избивали”. Сейчас те показания не поддерживает.
Следующим в суде допрашивали Тимура Пипия. Он не признал вину по статьям 293.2 и 364. По 342.1 и 419 признал полностью.
По событиям 10 августа пояснил что был дома, к нему заехал товарищ Артема из Гомеля, который рассказал что много людей вышло 9 августа. Тимур не верил что люди могут выйти. В телеграмме прочитали что люди собираются на станции метро Петровщина. Захотели посмотреть что происходит и поехали туда. По пути пытался дозвониться до брата Тамаза, что бы узнать где он и что делает. После позвонил Денису Болтутю, от которого узнал что то встретился с Виталием Шишловым. Предложил им встретиться в 20:00 у макдональдса. Тимур подошел к машине в которой был Денис, Виталий куда то отошел. Потом он вернулся к той машине на которой приехал и узнал что много людей собиратеся на Пушкинской. Болтуть и Шишлов поехали туда. Сам Тимур с товарищем не смогли туда попасть, так как застряли в пробке. Участия ни в чем не принимал, из машины не выходил, погромов, поджогов или возведения баррикад не видел.
23 сентября Денис забрал на машине и вместе с другими поехали в ТЦ “Галлерея”, там было около 40 минут, потом возвращались к машине и около кинотеатра “Беларусь” увидели много людей. Один раз вышел на проезжую часть, сначала к нему присоединилось 3 незнакомых человек, а после около 30-40. На проезжей части находился 8-10 минут, после чего вернулся на тротуар. Транспорта на дороге не было, так как движение перекрыло ГАИ. На дорогу вышел из хулиганских побуждений, а не из каких то конкретных целей, когда еще будет возможность выйти на проспект, а сейчас он был пустой. Где в это время были Болтуть и Шишлов не знает, т.к до этого потерял их из виду. В ладоши не хлопал, лозунги не выкрикивал, символику не использовал. Позже встретился с Денисом и Виталием. Не рассказывал им о том что выходил на проезжую часть, фаера у Дениса не видел.
Решили поехать домой, но на пересечении Рокоссовского и Плеханова увидели скопление людей. Вышли из машины что бы посмотреть что происходит. Встретил несколько знакомых, а какой то молодой человек предложил перекрыть дорогу, объяснив это тем, что в других местах города сложности из за обилия сотрудников милиции и надо их отвлечь. Против такого предложения не возражал и вышел с этим парнем на дорогу. На проезжей части находился не более пяти минут, когда позвонил брат – покинул дорогу. Не видел кто снимал “штанги” у троллейбуса, но видел как водитель возвращал их на место.
В какой то момент подошел мужчина лет 40 и сказал, что вроде на другой стороне дороги в машине сидят тихари, нужно пойти посмотреть. Вызвалось порядка 10 молодых людей. Тоже решил сходить посмотреть, но ребята ушли вперед, а Тимур остался на выходе из перехода с двумя девшуками и снимал на видео происходящее. Спустя 1.5 минуты увидел, как машина резко тронулась и уехала, от других узнал, что машину залили баллоном. Ни Болтутя, ни Шишлова там не видел.
Позже встретился с Денисом, обсудил, что собирается домой. Болтуть поинтересовался, правда ли, что “залили тихарей”, ответил что вроде как да. Потом подошел Виталий, Тимур попращался с ребятами и ушел.
Рассказывал брату Тамазу, что подходил к машине, стучал в стекло, что палками и камнями били машину, что залил баллоном машину Виталий Шишлов. Но это все было из за влияния алкоголя и эмоций. Все сказанное это преувелечение, выпендреж. Так же упоминал что Денис Болтуть жег фаер. В суде уточняет что это не соответствует действительности и он просто “предположил”, т.к сам этого не видел. Объясняет эти слова все тем же желанием повыпендриваться.
Сожалеет что совершил преступление по статье 342
Противоречия в показаниях между теми что были даны в суде и на предварительном следствии объясняет пытками. После задержания положили лицом в пол микроавтобуса, по пути били руками и электрошокером в течении двух часов, говорили что нужно будет говорить, а если откажется, то следующие несколько часов пытки повторятся.
Оперативный опрос 6 января так же проходил под давлением. Сотрудник напоминал Тимуру что на свободе осталась его сестра и она может оказаться в тюрьме.
Судья зачитала протокол допроса от 25 сентября. Там Тимур говорит что 9 августа выходил из интереса, но участия не принимал, после начала разгона силовиками поехал домой. Позже домой приехал брат Тамаз и они обсудили ситуацию, решили на следующий день ехать в центр. На следующий день приехали к ст.м “Петровщина”, но там ничего не происходило. Направились на Пушкинскую, там увидели множество людей с флагами. Около часа Тимур ходил среди людей и просто смотрел, дорога была перекрыта гражданскими машинами. Позже со стороны ул.Кальварийской услышал взрывы свето-шумовых гранат и увидел сотрудников милиции. Одна из гранат контузила Тимура и он побежал на автостоянку, а потом ушел.
23 сентября с другими ребятами узнал про инаугурацию и решили принять участие в протесте вместе с Шишловым и Болтутем. На Немиге видел, что люди стояли, некоторые кричали “Жыве Беларусь”, а несколько человек выходили на проезжую часть и пытались блокировать движение. Но их было мало и у них ничего не получалось, тогда парни решили, что нужно выйти на дорогу, чтобы автозаки не могли проехать. Во время допроса отметил что вышло 14 человек, транспорт остановился, после чего другие люди также стали выходить. На дороге находились около 10 минут.
Когда приехали в Серебрянку, Шишлов сказал, что нужно перекрывать дорогу, чтобы отвлечь часть милиции от центра. По дороге Болтуть зажег фаер, который у него был. Когда дошли до перекрестка, увидели что там много людей, но на дороге никого не было. Тогда мы впятером, всей толпой, вышли на проезжую часть дороги и перекрыли движение в сторону рынка. Нас сразу поддержали другие люди, которые также вышли на проезжую часть. Спустя время к толпе подьехал троллейбус, в этот момент Тимуру позвонил брат и он отошел в сторону. Видел как “Суслик” подошел к задней части троллейбуса, потянул за фиксирующие веревки и снял контакты троллейбуса с проводов. Тимур подошел к группе ребят и сказал, что нужно уходить с дороги, т.к цель была отвлечь милицию с центра, а не блокировать дорогу. Люди согласились и разошлись. Через 15 минут протестующие снова вышли на дорогу. В дальнейшем люди сами регулировали блокировку. Потом к ним подошел незнакомый мужчина и уточнил не футбольные фанаты ли они, так как видел у них фаер. Также сообщил о машине на аварийке, в которой сидят двое парней и снимают все на телефон. К машине направилось человек 20, в том числе Болтуть, Шишлов и сам Тимур. Человек который сидел на пассажирском сидении приоткрыл форточку, и в этот момент Шишлов подошел к форточке, засунул руку с баллоном и опустошил его в салон. Сидящие в машине пытались вытереть глаза, после чего уехали. Мы сразу предьявили Суслику, зачем он так сделал, нужно было сначала спросить что они делают. Но он ответил, что это точно были сотрудники милиции. После они вернулись и продолжили блокировать дорогу до 23 часов, а потом Тимур уехал домой. Во время этого допроса Тимур полностью признал свою вину.
Противоречия Тимур пояснил тем, что его допрашивал и оказывал давление ГУБОПиК, он старался потянуть время, про 23 сентября говорил то, что ему сказали говорить. А про 10 августа полностью придумал, потому что ему настоятельно рекомендовали что нибудь рассказать.
На последующих допросах вину не признавал и отказывался от дачи показаний. Заметил что беседы с сотрудниками ГУБОП проходили без участия адвоката.
Следующим допрашивали Тамаза Пипия.
Он очень волновался и перед допросом в суде заявил, что семь часов “катался в неизвестных местах, после чего сказал то, что надо было сказать” ГУБОПиКу. Признал что оговорил других людей, и ему за это очень стыдно. В последующем, когда появился адвокат, отказывался от дачи показаний. По поводу телефонных разговоров, которые есть в материалах дела, отметил, что был в “невменяемом состоянии”, пьяный. В массовых беспорядках участия не принимал.
Вечером 10 августа шел один пешком от ст. м. “Спортивная” до ст. м. “Пушкинская”, не знал, что происходит митинг. В тот момент не было связи, решил позвонить Денису Болтутю, что бы узнать, чем он занят и где он. Денис ответил что находится у кинотеатра “Аврора”, Тамаз подошел к нему. Дорога была перекрыта автолюбителями и водителями общественного транспорта, которые выходили и присоединялись к протестующим. Люди мирно стояли и светили фонариками: они не хлопали, не выкрикивали лозунги, символику или транспаранты не видел. Не наблюдал возведение баррикад, демонтаж ограждений, разбор тротуарной плитки. Не видел сотрудников органов внутренних дел, спецтехнику, не слышал никаких требования от представителей власти. Не видел в тот день ни Тимура Пипия, ни Виталия Шишлова. На проезжую часть Денис Болтуть в его присутствии не выходил. Около 21:30 парни уже были около ст. м. “Партизанская”, куда приехали на автомобиле Дениса. После обсуждал с девушкой по телефону события, но был очень пьян, и если бы не ОРМ, то в принципе не знал о существовании такого разговора.
Рассказы брата Тимура о событиях 23 сентября – о том, что залили тихарей, блокировали дорогу – воспринимал как браваду, “выпендривание друг перед другом”, он понимал что это не соответствует действительности. Вечером увидел в новостной ленте инстаграмма видео, где был парень с фаером в Серебрянке. Этого человека Тамаз не узнал, а в шутку в телефонном разговоре с братом сказал, что на видео видел “Болта”. Тимур на это посмеялся.
Про обстоятельства задержания Тамаз Пипия рассказал, что был Гродно, при задержании ему угрожали огнестрельным оружием, потом появилось еще несколько неизвестных людей, он понял, что нужно лечь на землю, потом посадили в микроавтобус, ехали минут 15, заставили подписывать непонятные бумаги. Затем завели в какое-то здание, пристегнули к батарее. Позже его увезли на машине, в лесном массиве пересадили с другой машины, по дороге сотрудники ГУБОПиК “навязывали события про 23 сентября и 10 августа”. Все время находился под жутким давлением, опасался за свою жизнь с самой первой минуты, как оказался в микроавтобусе. Про столкновения граждан с силовиами 10 августа узнал из интернета.
Следующее заседание назначено на 17 июня в 10:30