«Каждый должен задать себе вопрос: «Готов ли я сесть в тюрьму?»… Кто не может однозначно ответить, пусть отойдёт в сторону и тихонько живёт своей жизнью…» — с такими словами белорусский политзаключённый Игорь Олиневич обращается к анархическому сообществу в одной из своих статей. Многим эти слова покажутся слишком радикальными, особенно тем, для кого борьба не выходит за рамки ленточек, флагов и плакатов. Но поверьте, Игорь знает что говорит: борец за свободу с многолетним стажем, он пережил пытки в следственном изоляторе КГБ РБ, предательство бывших соратников, и теперь испытывает давление государственной машины, отбывая свой 8-милетний срок заключения. В России же ситуация с делом «6 мая» наглядно показала, что для того, чтобы сесть в тюрьму по политическим мотивам, не обязательно быть радикалом. Но многие ли сделали из этой ситуации правильные выводы? Возможно, к правильным выводам сможет подтолкнуть книга «Еду в Магадан» издательства «Радикальная теория и практика». Собственно, книга представляет собой сборник дневниковых записей и статей Игоря Олиневича, — анархиста, попавшего в жернова белорусской репрессивной госмашины. Полгода, проведённых Игорем в СИЗО, — это история борьбы и стойкости; это описание арсенала приёмов психологического и физического давления на заключённого; это целый ряд портретов узников режима Александра Лукашенко; это взгляд на Белоруссию из самых её недр; в конце концов, это история живого человека, попавшего в экстремальную ситуацию. В статьях Игоря мы видим взгляд умного, свободолюбивого человека, человека твёрдых убеждений. Лаконично, но в то же время ёмко он описывает суть современного белорусского режима и его карательных механизмов, размышляет на тему народовластия и самоуправления, углубляется в историю понятия «политический заключённый», рассказывает об элементах антиутопий Хаксли и Оруэлла в нашей повседневной жизни, а также на основе личного опыта даёт практические советы товарищам по борьбе.
Тот, кто не был в тюрьме, с трудом может себе представить, что там на самом деле творится, так как доступных правдивых материалов на эту тему крайне мало. Среди этих малочисленных материалов есть любительский документальный фильм 1995 года о детской колонии в Казахстане — «Опыт креста» — http://www.youtube.com/watch?v=MXSU4S2Cb5o. Он наглядно показывает как за кражу видеокассеты и мороженого по сути ещё дети на несколько лет попадают в настоящий ад. Вряд ли найдётся адекватный человек, который после просмотра этого фильма сможет говорить о каком-либо «исправлении» и «перевоспитании» в рамках пенитенциарной системы. Что могло измениться с тех пор, кроме усовершенствования технических средств контроля над осуждёнными, как то увеличение количества камер наблюдения и датчиков, реагирующих на движение? Кто-то назовёт этот фильм чернухой, но это лишь защитная реакция обывателя, ещё один способ сбежать от суровой реальности. И эту реальность не нужно бояться, её нужно ненавидеть, с ней нужно бороться. Тюрьма ограничивает не только физическую свободу заключённых. Не менее важна функция запугивания тех, кто остался на свободе. Страх перед тюрьмой – это уже тюрьма. Недаром арестантская мысль родила три простых заповеди: не верь, не бойся, не проси. Игорь Олиневич в одной из глав своей книги как раз раскрывает практический смысл этих заповедей. Не стоит забывать эти заповеди и находясь на воле, особенно при общении с представителями разного рода властей.
Жене Пола Маккартни Линде приписывают известную фразу о вегетарианстве: «Если бы бойни имели стеклянные стены, весь мир отказался бы от мяса». Справедливо предположить, что если бы стеклянные стены были у тюрем, люди поспешили бы ликвидировать всю современную пенитенциарную систему и её придатки – ИВС, СИЗО, ИК и т.д. и т.п. Каждый должен знать и помнить, проходя мимо своего местного ОВД, что как раз в этот момент за его стенами могут пытать лишённого какой-либо помощи извне человека, выбивая из него явку с повинной. Каждый должен знать и помнить, что завтра на месте этого человека может оказаться он сам. Даже у самого законопослушного гражданина есть масса способов оказаться за решёткой:
— ему могут подбросить патроны или наркотики, чтобы предложить откупиться или чтобы улучшить статистику раскрываемости, или если просто нужно посадить конкретно этого человека;
— пытками от него могут добиваться признательных показаний в нераскрытых на данном участке преступлениях, которые портят статистику и негативно влияют на премии сотрудников;
— если он случайно оказался в непосредственной близости от места преступления, то для упрощения работы сотрудники могут дать на него необходимые для обвинения показания, а также подобрать нужных свидетелей;
— в той или иной ситуации сотрудники могут избить его, а потом дать показания, что он напал первым;
— и т.д.
Раз уж существуют на свете люди, которые искренне верят, что посредством демонстрирования плакатов и флагов можно избавиться от тоталитарного режима, наверняка найдётся и тот, кто поверит в возможность решения проблемы произвола сотрудников с помощью жалоб и заявлений. Вроде бы должно быть очевидно, что подавать жалобу на одно звено карательной системы в другое звено этой же системы довольно абсурдно, но тем, кому это не очевидно, можно порекомендовать почитать статью Павла Чикова из «Агоры» с говорящим названием «Нечего ловить» — http://esquire.ru/chikov. Ребята, ставшие впоследствии приморскими партизанами, тоже поначалу писали заявления. Как известно, справится с беспределом в районных отделениях это не помогло. В книге Ростислава Антонова «Приморские партизаны» этот самый беспредел, характерный, разумеется, не только для Приморского края, подробно описан. Сделать стены тюремных камер и кабинетов допроса стеклянными просто так никто и никогда не даст, но литература, запечатлевшая опыт нахождения по ту сторону этих стен, делает их прозрачнее хотя бы для некоторых людей. Безусловно, книга Игоря Олиневича – ощутимый вклад в это дело.
Можно утверждать, что в России уже исторически сложилась литературная традиция доносить правду о жизни за решёткой. На ум сразу же приходят «Записки из мёртвого дома» Достоевского, Шаламов, Солженицын.… В настоящее время ряд небольших издательств (например «Возвращение») время от времени выпускают мемуары бывших узников ГУЛАГа. Сейчас эти мемуары имеют больше историческое значение, нежели практическое. Хотя, разумеется, современные поколения смогут найти в событиях тех времен множество достойнейших примеров мужества и рвения к свободе. Это примеры и индивидуальной борьбы политзаключённых в повседневной лагерной жизни, и борьбы коллективной, наиболее ярко проявившейся в Кенгирском, Воркутинском, Норильском восстаниях, в которых участвовали тысячи узников. О современном же нахождении в неволе написано не так уж и много адекватных текстов. Можно вспомнить «Сажайте и вырастет» Андрея Рубанова, «По тюрьмам» Эдуарда Лимонова, недавно изданный сборник рассказов политзаключённых нацболов «Лимонка в тюрьму»… больше ничего так сразу и не вспоминается. При этом в США ПЕН-центром учреждён специальный конкурс тюремной литературы, по итогам которого каждый год выходит антология лучших, по мнению жюри, произведений, написанных за решёткой. Учитывая дефицит подобной литературы на русском языке, книга Олиневича особенно ценна.
В заключении хочется сказать, в общем-то, банальную вещь: поддерживайте политзаключённых и несправедливо осужденных! Местами книгу «Еду в Магадан» читать действительно страшно, но ни одна книга всё-таки не сможет описать весь груз испытаний и лишений, выпавших на долю узников. А учитывая современные реалии, от подобных испытаний не застрахован никто. Для тех, у кого нет больших денег и больших связей, единственным оружием против репрессий остаётся солидарность, взаимная выручка и поддержка. Игорю Олиневичу до конца срока осталось пять с половиной лет. Надеюсь, что на протяжении всего этого срока наша поддержка не ослабнет.
19 апреля в 18:00 в офисе партии БНФ (Минск, ул. Чернышевского, 3) пройдет презентация книги политзаключенного Игоря Олиневича «Еду в Магадан».