Главная «новинка» прошедшего года — массовые репресии в отношении родственников сидящих и вышедших политических заключенных. 23 января в Беларуси прошли массовые обыски и задержания родственников, у задержанных отбирали телефоны для проверки. Статьи, в рамках которых проходят задержания и обыски, — «Финансирование экстремистских формирований» и «Участие в экстремистских формированиях». 19 июля были задержаны мать и тётя Александра Францкевича. Это произошло когда они приехали с передачей для Александра.
В остальном год не отличался существенно от 2023: продолжалось давление на заключённых с использованием таких инструментов, как уничтожение переписки, помещение в ШИЗО, ПКТ и новые уголовные дела по ст. 411 «Злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы».
Переводы из колонии в колонию.
В самом начале года, 4 января, Александра Францкевича перевели из ИК-11 в ИК-5, а в декабре, после «суда» по ст. 411, его перевели в ИК-8. 8 августа стало известно о том что Дмитрия Резановича после суда перевели в ИК-14. Сразу по переводу его поместили в ШИЗО на 20 суток.
Блокирование переписки.
20 февраля стало известно об информационной блокаде Андрея Чепюка, письма анархиста никуда не отправляются. Почти два месяца не было никакой связи с антифашистом Тамазом Пипия.
Помещение в ШИЗО.
С 12 июля 2024 максимальный срок нахождения в ШИЗО был увеличен с 10 суток до 15.
Почти месяц с первой половины февраля по 7 марта провёл Тамаз Пипия. Кроме того, на него постоянно оказывается давление, к нему преставлены люди из заключенных, которые следят за всеми его действиями.
С 13 по 26 июня Игорь Олиневич держал голодовку в ШИЗО жодинской тюрьмы для того, что бы его перевели в больницу. В больницу истощённого анархиста с подозрением на язву желудка забрали прямо из карцера. 25 сентября стало известно, что Игоря вновь поместили в ШИЗО.
17 июня в ШИЗО отправили Николая Дедка. А 15 августа, прямо накануне свидания с родными, Андрея Чепюка. В ноябре стало известно, что Дмитрий Дубовский провел 15 суток в ШИЗО.
Ужесточение режима.
11 апреля Тамаза Пипия перевели в ПКТ (помещение камерного типа). 1 июня стало известно, что Акихиро Гаевского-Ханада отправили в ПКТ на четыре месяца. Позже, в ноябре, появилась информация, что Акихиро летом, скорее всего, сразу после ПКТ, перевели на тюремный режим.
Сергея Романова поместили в ПКТ сроком на 5 месяцев, информация об этом появилась в июле.
В октябре стало известно, что Дмитрия Резановича перевели в ПКТ на полгода.
Новые сроки за «неповиновение требованиям администрации».
Главная репрессивная статья диктаторской Беларуси, которую применяют против заключённых, — ст. 411 «Злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы». Она позволяет удерживать человека в тюрьме либо колонии практически бесконечно.
30 января по данной статье возбуждено против Дмитрия Резановича, 5 мая появилась информация, что ему добавили 9 месяцев заключения к его 19 летнему сроку.
30 мая стало известно, что по аналогичному делу будут судить Александра Францкевича. 24 июня т.н. суд добавил Александру ещё год к его 17 годам лишения свободы.
17 июня дело по 411 завели на Николая Дедка. В сентябре два заключённых активиста получили новые сроки по 411: 5 сентября Тамаза Пипия осудили на 1,5 года лишения свободы, новый срок — 6,5 лет лишения свободы, а в конце месяца Сергей Романов получил максимальный срок по данной статье, 2 года. До этого, в 2023, его осудили по ней же на 9 месяцев, итого срок анархиста близок к 23 годам лишения свободы.
Немного хороших новостей.
В апреле месяцы два человека вышли из застенков: 11 числа — антифашистка Кристина Черенкова, которая была задержана 22 марта 2022 года за анти-военные и анти-полицейские посты в инстаграме, а 15-го — Вадим Денисенко. Он был задержан в декабре 2021 года и приговоре к 2,5 годам лишения свободы за расклейку листовок и стикеров анархической группы «Прамень». Нам не известны политические взгляды Вадима, но поскольку его репрессировали за распространение анархических материалов, АЧК оказывал ему поддержку.