11 марта будет ровно 4 месяца, как Микола Дедок – блогер, политический аналитик, анархист – находится в заложниках у режима. Мы знаем, что беларуская тюрьма далеко не подарок для обычных заключённых, политические же подвергаются ещё большему давлению. Но именно мы, находясь здесь на свободе, должны говорить о каждом политзаключённом, разносить их голос дальше. Несмотря на отсутствие Миколы на свободе, товарищ(к)и и соратники(цы) задали вопросы про его дела, отношение к протестам, поддержке и др.
– Микола, ты один из немногих блоггеров, которые решили остаться в стране вопреки уголовному делу. Можешь немного описать свои мысли на этот счет и почему решил быть в Беларуси, а не за границей?
Микола (далее – М.): С самого начала событий революции я сильно колебался, стоит ли уезжать. С одной стороны, ты не имеешь право призывать людей к чему-то серьёзному, будучи заграницей, также там существенно снижается твой кругозор и возможность влиять на ситуацию. Здесь же существенна угроза быть арестованным.
Приходилось выбирать между относительной свободой, чувством долга и безопасностью. Были мысли уехать, но, не найдя безопасного способа это сделать, как мне казалось, я оставил их. А после желание уезжать и вовсе пропало. Повлиял сильно поступок Марии Колесниковой, которая сознательно предпочла тюрьму вместо эмиграции.
– До ареста ты довольно оптимистично отзывался о будущем протестов. Изменились ли твои оценки сейчас?
М: Оценки подверглись корректировке. Но оптимизм никуда не делся. Все в августе ожидали победу, но сейчас понимаю, что, случись она тогда, и не было бы ни мощнейших фондов, ни дворовой самоорганизации, ни уличного креатива. В эти месяцы народ значительно вырос в политической сознательности, поэтому считаю, что всё идёт как надо, и победа протестующих – дело обозримого будущего.
– Ты уже попадал в репрессивную машину беларуского государства: пришлось отсидеть 5 лет. Можешь немного рассказать про отличия того опыта от сегодняшнего?
М: Первое и главное отличие для меня лично – жёсткий прессинг с самого начала, а не по нарастающей, как в предыдущий срок. Также теперь я сижу с ранее отбывавшими наказание в ИК – так называемый строгий режим, что также вносит свою специфику.
– Некоторые из заключённых рассказывают про какую-то мистическую поддержку со стороны тюремного персонала. Встречался ли ты с этой самой поддержкой? Какое отношение внутри тюремной системы у самих системщиков?
М: Такие факты имели место, и неоднократно, но говорить о них сейчас не хочу, чтобы никого не подставлять.
– Недавно освободившийся Жемчужный рассказывал, что в колониях даже были микропротесты, все сильно следили за развитием событий. Как, по твоим наблюдениям, обычные заключённые относятся к тому, что происходит?
М: За всё время не встретил ни одного заключённого, который бы поддерживал режим. В большей или меньшей степени все поддерживают протесты и ненавидят власть за вопиющую несправедливость.
– Тебя очень сильно избивали и пытали. Можешь немного рассказать почему это делали на твой взгляд? Сложно ли тебе далось решение обнародовать эту информацию?
М: Причин несколько, и первая – личная неприязнь за язвительные, насмешливые публикации о ГУБОПиК. Вторая – то, что меня долго не могли найти. Один из карателей так и кричал во время пыток: «Я за**ался слышать твою фамилию на каждом совещании». Своим примером я показывал, что они далеко не всемогущи, какими пытаются себя показать, и этого они простить не могли. Решение освещения факта пыток далось тяжело, страх присутствовал, тем более мне обещали продолжить в случае, если я озвучу то, что произошло. Здесь я сравнивал себя с фигурантами дела «Сети» и понял, что если они приняли такое решение в более тяжёлых обстоятельствах, то и я должен.
– Сейчас всё большую роль в протесте пытаются взять на себя бывшие силовики, которые говорят о своем ментовском опыте как о чём-то уникальном, что можно использовать для стратегического планирования. Некоторые группы готовы идти за новыми лидерами, которые ещё вчера служили режиму. Какое у тебя отношение к подобной ситуации?
М: Пока недостаточно информации, чтобы об этом судить.
– Знаешь ли ты о том, что за тебя делают много акций? Какие ощущения по этому поводу, ведь в прошлый раз солидарность была только от товарищей?
М: Да, знаю. Это неимоверно греет и заодно осуждает пыл самых рьяных карателей.
– Солидарность в тюрьме играет огромную роль для поддержки здорового духа. Можешь немного рассказать о том, почему солидарность важна для тебя и привести пару примеров, когда письма или другие формы солидарности помогли внутри тюрьмы?
М: Конкретные примеры происходят каждый раз, когда узнаёшь об акциях солидарности. Это позволяет понять, что твоя отсидка – это тоже часть эволюционного процесса, и ты, даже будучи в тюрьме, приносишь пользу. Именно поэтому менты стараются как можно сильнее тебя изолировать (не пропускают письма, газеты, создают препятствия в общении с адвокатом).
– Разделение заключённых на политических и неполитических продолжается. В одном списке 260+ заключенных, а в списке революционных заключённых АЧК-Беларусь на февраль было более 410 человек. Т.е. 150 человек, находящихся под уголовным преследованием не получают всеобщей солидарности. Встречался ли ты с такими заключёнными в СИЗО и какое у них было отношение к такой ситуации?
М: Нет, не встречался, но, в целом, у всех, с кем виделся, настрой бодрый и позитивный, независимо от того, состоят они в списках «Весны» или нет.
– В каких условиях ты сейчас содержишься?
М: Камерная система, камера на 15 человек полностью заполнена. Тюрьма как тюрьма :).
– Расскажи о нескольких лайфхаках, которые помогают поддерживать нормальное настроение в тюрьме.
М: Не курить, не чифирить, заниматься спортом, избегать ссор. Не стремиться всем и всегда доказывать свою правоту. Всегда помнить, что происходящее вредно.
– Как ты думаешь, весной протесты возобновятся?
М: Мне бы очень хотелось.
– Чем тебе можно помочь?
М: Участвовать в освободительном движении в меру своих сил, чтобы скорее принести перемены. Это и будет наилучшая помощь.
– Что бы ты хотел сказать и пожелать товарищам?
М: Работайте над собой, укрепляйте дух и физическую форму. Будьте всегда готовы к испытаниям, цените простое человеческое общение между собой. Здесь этого будет страшно не хватать.
КАК МОЖНО ПОДДЕРЖАТЬ МИКОЛУ СЕЙЧАС?
1. Сделать денежный перевод на адрес СИЗО, где он находится.
2. Написать письмо или открытку.
3. Подписаться на его соцсети и распространять информацию о Миколе дальше.
4. Купить его книгу через бот в тг: @farbybot .
5. Подписаться на Patreon: patreon.com/radixbel .
6. Перевести деньги на счета, указанные ниже (с пометкой Дедок или написать на почту
АЧК Беларусь: belarus_abc@riseup.net). Они пойдут на оплату передач, лекарств, подписок и др.
С карточки банка: https://www.buymeacoffee.com/abcbelarus
Bitcoin: 1CcxWEswKjXZgXQCds5KcHfemzrAASVbuv
Paypal: https://www.paypal.com/paypalme/abcbelarus или belarus_abc@riseup.net.