6 августа в Бресте был задержан анархист Александр Козлянко, его осудили на 4 суток ареста якобы за препятствование проведению выборов в качестве общественного наблюдателя. Сашу не выпустили в срок, но без суда продержали еще двое суток в СИЗО, а затем выпустили вместе со всеми задержанными по требованию протестующих. Уже после освобождения ему вручили повестку в суд на 28 августа, где ему должны были «ратифицировать» уже отсиженные сутки. Когда он пришел в суд по повестке, оказалось, что дело в суд не поступало. Ниже его рассказ о том, как уже много лет ему приходится жить в условиях слежки и задержаний.
О брестском уголовном розыске
5 марта 2017 года я, Козлянко Александр, был задержан после марша тунеядцев в Бресте. Судья Семенчук А.А. осудил меня на четверо суток ареста по статье 23.34 — несанкционированное мероприятие. Вскоре брестских анархистов и антифашистов, задержанных за участие в нем, начали задерживать повторно. Некоторых прямо при освобождении из стен ИВС. Все как один ругались матом.
Видео освобождения Козлянко с суток https://www.youtube.com/watch?v=qGYEwosu8KI
Вспоминается колонка Стаса Почобута в журнале Rebel Desire, где он рассказывал как в конце 90-х, начале 2000-х его часто перед всякими протестными акциями в Гродно задерживали за то, что писал в общественном месте. Настоящий сикун-рецидивист, а не социальный активист. Как видим, годы идут, а в стабильной Беларуси ничего не меняется.
Так вот, за неделю до последнего тунеядского марша, который должен был состояться в Минске 25 марта 2017 года, я уехал из родного города, не желая становиться матерщинником-рецидивистом. Только я уехал, как всю неделю напролет под моими окнами в Бресте денно и нощно стали дежурить люди в штатском. Брат развлекался, как мог. Звонил в милицию, что под нашими окнами неизвестные мужчины сидят в машине и целуются. Вынося мусор, отдавал прямо в руки одному из шпиков со словами «Выбросишь!» и многое другое. Ну, следили и следили. Все равно, пока мероприятие не прошло, я дома не появился.
Перенесемся ближе во времени. 11 октября 2018 года у меня дома проходит обыск. Якобы я могу быть причастен к расклейке листовки антигосударственного содержания в противоположной части города. Обыск по этому административному делу проводил опер уголовного розыска при Ленинском РОВД — Симончик Денис. В нем брат узнал одного из шпиков, неделю дежуривших у нас под окнами до 25 марта 2017 года. То есть человек, чья обязанность заниматься исключительно уголовными делами, неделю тусуется под окнами, чтобы составить протокол на активиста за ругань матом, и проводит у него обыск за якобы расклеенную листовку. Во дела! Симончик Денис выдал мне повестку на 14.10.2018 на 9.00 в Ленинский РОВД. Помню, удивила дата. Не само число, а день — воскресенье. В выходные дни на допрос меня еще не вызывали. Не поленился и пришел по ней в РОВД, где меня другой сотрудник уголовного розыска, за час опросив свидетелем по совершенно другому, уголовному делу о краже, держал до 15 часов дня, не скрывая, что ждет, когда закончится кормление голубей. Кто не в курсе — это акция протеста, проходящая каждое воскресенье в Бресте на площади Ленина в 12.00. При этом на ней ни я, ни Левчук Дмитрий (также задерживавшийся после Марша тунеядцев), у которого тоже проводили обыск и получивший такую же повестку, ни разу не присутствовали.
Оказалось, Сергей Петрухин и Александр Кабанов решили в тот день выйти на площадь с растяжкой против завода АКБ, что и сделали, за что были задержаны, как еще десяток экологических активистов выступающих против вредного завода. То есть, менты знали о готовящейся акции и решили на всякий случай нейтрализовать людей способных, по их мнению, радикализировать протест. Хотя ни я, ни Дима Левчук про готовящиеся движухи с той и другой стороны, не знали. Через неделю проверка по нашему возможному административному делу, как ни странно, прекратилась.
Уже совсем близко во времени. 6 августа этого года ко мне домой пришли опер уголовного розыска при Московском РОВД майор Ковальчук и участковый Лакаев Александр Рустамович. Ковальчук пытался меня выманить в РОВД, не говоря, по какому делу я прохожу. Просто «Поехали!» и все. Я, естественно, отказался, за что был им грубо задержан с применением спец средств. Он мне надел наручники.
В РОВД он написал рапорт о произошедшем. По нему в дальнейшем на меня составили еще один административный протокол по статье 23.4 — неповиновение сотруднику милиции. А первый протокол был составлен по статье 17.1 — мелкое хулиганство. Якобы я, являясь наблюдателем возле своего избирательного участка, №68 в средней школе №35, где был официально аккредитован: «умышленно, из хулиганских побуждений, мешал нормальной работе учреждения и трудовой деятельности работников, препятствовал свободному проходу по коридору, навязчиво приставал к ним». На этом, как говорится, мои полномочия все.
Причем на суде оба свидетеля обвинения — милиционер Зданевич и замдиректора школы №35 Левыкина отказались от этих показаний, оставив только, что я снимал их на видео и отреагировал на просьбу выключить запись только со стороны милиционера. В постановлении же суда судья Леванчук М.И., давшая мне за это пять суток, оставила все, как в протоколе. Я это к чему? За явно надуманное административное мелкое хулиганство меня приехал задерживать целый майор уголовного розыска. Такая слава и почет мне за прошлые заслуги перед отечеством!
Кроме моего задержания, на три часа в Московский РОВД увезли моего брата Диму. Майор Ковальчук написал на него заявление в Следственный комитет, якобы он оказывал ему сопротивление при моем задержании. По данному факту начата проверка. Меня и мать допрашивал подполковник СК Яцук. Мать отнесла в СК видео моего задержания, где видно, что брат никаких противозаконных действий не совершал. Я по своему второму протоколу 23.4 без суда провел двое суток в СИЗО-7 со многими другими порядочными людьми, задержанными в Бресте во время протестов 9-11 августа.
В продолжение, днем 24 августа, буквально вчера, возле нашего подъезда брат заметил… Кого вы бы подумали? Правильно – опера уголовного розыска при Ленинском РОВД — Симончика Дениса. Брат с ним даже поздоровался, но оперов, видимо, хорошим манерам в милиции не учат.
Хм. Из всего выше приведенного можно сделать вывод, что брестскому уголовному розыску действительно нечем заняться, что само по себе не может не радовать, раз они тратят столько времени и усилий на слежку и задержание социальных активистов по мелким административным делам.