Спустя ровно три года активисту Евгению Журавскому вернули практически все аудио-кассеты, CD-диски и виниловые пластинки, изъятые при налете на концерт в клубе «Пираты» 10 января 2015 года.
В заключении Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции Министерства информации Беларуси под №100 от 21 сентября 2017 года говорится, что среди предоставленных на экспертизу материалов обнаружились те, которые содержат признаки проявления экстремизма. Такими материалами были признаны виниловые пластинки “The Prowlers”, “Produ z enten der froide”, “Zla Krew”, “Knights of the oppressed”, а также вкладыш к пластинке “Guts out”, и четыре CD-диска: “Solidari Tat”, “Social Workers”, “Cios”, “Rash revolt in Russia”.
За исключением их, все остальное имущество (более 40 наименований) было возвращено активисту.
Интересно, что в комиссию входила редактор первой категории ГУ «Национальная книжная палата Беларуси» Елена Шаран с высшим образованием по специальности «немецкий язык, английский язык», однако «информационная продукция на иностранных языках не исследовалась, так как владение иностранными языками не входит в компетенцию экспертов».
Расшифровка же значений различных аббревиатур, эмблем и логотипов, а также поиск информации о музыкальных коллективах и текстах музыкальных композиций были осуществлены экспертами на интернет-сайтах с помощью поисковой системы Google.
В итоге, те виниловые пластинки на иностранных языках, которые были признаны содержащими признаки экстремизма, оценивались в большей степени визуально, нежели содержательно, и оказались таковыми только из-за изображения на обложке аббревиатуры АСАВ.
Эксперты трактовали эту аббревиатуру следующим образом:
«Аббревиатура «АСАВ» представляет собой начальные буквы слов выражения «All Cops Are Bastards» (рус. «все копы – ублюдки») или «All Coppers Are Bastards» (рус. «все менты — ублюдки») и используется преимущественно для номинации органов правопорядка, имеет исключительно негативную коннотацию. По данным Современного толкового словаря русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой лексема ублюдок имеет бранное значение «недостойный, никчемный человек». Таким образом, значение анализируемого предложения «все менты – ублюдки» вербально можно представить, как: «все органы правопорядка – недостойные и никчемные люди».
Рассматриваемое предложение имеет неприличную форму выражения, поскольку включает лексику, относящуюся к разряду бранной, и, следовательно, аббревиатура «АСАВ» является оскорбительной по отношению к представителям органов правопорядка.
Таким образом, анализируемый объект исследования содержит лингвистические признаки унижения представителей органов правопорядка».
Тексты некоторых песен на русском языке также были признаны «экстремистскими», а именно имеющими признаки высказываний, направленных на побуждение к насильственным действиям по отношению к представителям государственной власти и правоохранительных органов, а также к противоправным действиям, неповиновению законам и др.
Сам Евгений Журавский считает заключение Республиканской экспертной комиссии смешным:
«За три года никто так и не провел нормальную экспертизу. Отчет более чем на 30 страницах, в основном, содержит описание обложек и иногда тексты песен отдельных музыкальных групп.
Почти все материалы, имеющие признаки экстремизма, признаны экспертами таковыми только по обложке. Тексты песен таких пластинок и CD-дисков никто не слушал и не анализировал. «Экспертам» хватило лишь аббревиатур, использованных в оформлении обложек, а какой смысл несут тексты альбомов их не интересовало.
Я категорически не согласен с решением этих «экспертов» и буду его обжаловать».
Что касается дела об административном правонарушении в отношении активиста, то сотрудник Ленинского РУВД г. Минска Н. Ермолинский направил его в районный суд только в конце октября 2017 года. Однако, судья Юлия Ковяко в ответ на это указала милиционерам, что протокол, составленный 10 января 2015 года в отношении Евгения Журавского оставлен без рассмотрения в связи с истечением сроков наложения административного взыскания.
«С целью реализации принципа неотвратимости ответственности прошу довести до подчиненных сотрудников требования ст. 7.6 КоАП «Сроки наложения административного взыскания» и принять исчерпывающие меры к недопущению подобных нарушение законодательства впредь», — подчеркнула она в своем письме.
Заместитель начальника Ленинского РУВД Сергей Дубовик в ответ на это пояснил суду, что «причиной и условием направления дела об административном правонарушении с истечением сроков привлечения к административной ответственности является длительное проведение экспертизы (более 2 лет) в Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма».
Он также указал, что информация о недопущении направления дел об административном правонарушении с истечением сроков привлечения к административной ответственности доведена до сведения личного состава МОБ УВД администрации Ленинского района г. Минска, с целью исключения в дальнейшей работе нарушений норм процессуального законодательства при ведении административного процесса.
Напомним, вечером 10 января 2015 года в минский клуб «Пираты», где проходил панк-концерт, ворвались сотрудники милиции и ОМОНа в масках, которые поставили всех лицом к стенке, а некоторых положили на пол. Не найдя наркотиков, сотрудники милиции задержали несколько человек, в том числе и Журавского, который имел при себе диски и виниловые пластинки. Атрибутику и диски забрали на экспертизу на предмет экстремизма, а активисту вынесли официальное предупреждение без оценки экспертов, просто так, «про запас».
16 января была назначена экспертиза на наличие в изъятых компакт-дисках, аудиокассетах и виниловых дисках признаков экстремизма и анархизма (!). Эти вещи были переданы Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции Министерства информации Беларуси.
Спустя девять месяцев Евгению Журавскому стало известно, что Республиканская экспертная комиссия продлила сроки экспертизы на неопределенный срок.