ОВД-Инфо неоднократно писал о деле Ильи Романова. 50-летний нижегородский анархист получил 10 лет лишения свободы по обвинению в терроризме. Его «преступление» заключается в том, что осенью 2013 года в его руках взорвалась мощная петарда, разорвав ему кисть руки. Незадолго до этого несчастного случая Романов вышел из украинской тюрьмы, где провел 10 лет за попытку поднятия вооруженного восстания в Одесской области. В июле нынешнего года стало известно, что на Романова завели новое уголовное дело — теперь за призывы к терроризму. ОВД-Инфо узнал подробности у Ларисы Романовой, его бывшей жены.
«Романов с февраля был на больнице, условия там посвободнее, много воров в законе. Гуляет много телефонов, планшетов. Романов пользовался планшетом, но не своим. Планшет был некого осужденного, назовем его Ж., который с Ильей задружился. Ж. хвастался знакомством с адвокатом Иваном Мироновым. Я спросила Миронова в Facebook, тот ответил, что сидел с этим человеком в одной камере, но поручиться за него не может, он ему никакой не друг. Илья сомневается, что это внутрикамерный разработчик, а я — нет. Ж. завел Илье аккаунт в Facebook, периодически Илья шарился с него в интернете. Этим планшетом пользовалась вся больничная камера. Когда это произошло, в камере был смотрящий-вор, Илья и вот этот Ж.», — рассказывает Лариса Романова.
Она предполагает, что доступ к этому аккаунту в Facebook был у разных людей.
В аккаунте в Facebook, созданном для анархиста, появлялись его рисунки — достаточно фривольные. «Путин с членом, над ним — женская вагина, следователь Кауркин с причиндалами (Кауркин вел уголовное дело против Романова — ОВД-Инфо), какие-то девушки», — рассказывает Лариса Романова. Еще там был выложен некий «колдовской» видеоролик. «В нем голос Ильи Романова апеллирует к потусторонним силам. Вальпургиева ночь, зажигаются свечи, произносится заговор, чтобы не было Путина», — поясняет она.
Как запись этого ролика и выкладывание в Facebook рисунков было возможно в условиях тюремной больницы, Лариса Романова не знает. Особенно учитывая то, что у Ильи только одна рука, и в гаджетах, по ее словам, он мало что понимает, так как с начала XXI века находится за решеткой.
Вскоре оперативники ФСИН решили уличить Илью Романова в пользовании планшетом.
«3 мая Ж. повторял Илье: планшет свободен, не хочешь ли вылезти в интернет? Илью это даже удивило. В интернет заключенные выползают после отбоя. Во ФСИН России отбой четко в 22 часа, после этого начинается тюремная жизнь — когда мусора пройдут и усядутся на своих рабочих местах, полуспать.
Только Романов зашел в аккаунт, как в окно влетают опера. В окно! Дверь слишком долго и громко было отпирать, Илья успел бы выйти из интернета. Сколько в тюремной больнице этажей, не знаю.
Все произошло очень быстро, к тому же Илья — однорукий, он успел планшет просто отбросить на кровать. Из аккаунта выйти не успел», — рассказывает Лариса Романова.
Анархиста отправили в ШИЗО, затем из тюремной больницы вернули в колонию и там определили в помещение камерного типа. И только 27 июня к Илье Романову приехал следователь УФСБ по Мордовии Макеев и заявил, что на анархиста завели новое уголовное дело — о призывах к терроризму.
Призывы заключались не в колдовстве и фривольных изображениях российского президента: в этом же аккаунте Facebook был размещен некий запрещенный ролик, на котором засняты женщины из Чечни, призывающие к «борьбе с кафирами» («неверными» в терминологии исламистов — ОВД-Инфо). Ролик снабжен субтитрами на иврите. Илья Романов отказался давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции, и потребовал встречи с адвокатом.
Лариса Романова говорит, что ее бывший муж всегда был убежденным атеистом, никогда не интересовался Ближним Востоком. По терминологии радикальных мусульман Илья Романов — типичный «кафир», так что очень странно было бы, чтобы он призывал бороться против самого себя. Тем более странно для принявшего радикальный ислам человека рисовать мужские и женские половые органы.
В данный момент Лариса Романова ищет эксперта, который мог бы профессионально оценить содержание этого ролика.
«Сам Илья считает, что дело инспирировали ФСБ и УФСИН Мордовии из-за лавины его жалоб и заявлений. Во-первых, он и адвокат Евгений Губин выиграли несколько исков к ФСБ по нарушениям следствия в Нижнем Новгороде. Во-вторых, Илья 6 апреля выиграл Европейский Суд на 3400 евро за неоправданно долгое содержание под стражей (3 года и 3 месяца). В-третьих, Илья судился с ИК-22, обжаловал незаконное взыскание и вышел в кассационную инстанцию Верховного cуда Мордовии в апреле 2017 года. Еще оперативники УФСИН Мордовии пронюхали, что Илья выгнал на волю материалы о пытках иностранцев в ИК-22. Этот материал опубликовала Медиазона», — добавляет она.