17 февраля состоялся внеочередной восьмой день судебного заседания по делу антифашистов. В суд были вызваны два свидетеля: Клочко и Четверенько.
Первым слушали показания свидетелей Клочко Александра Сергеевича, который осужден по ст.328 УК РБ и отбывает наказание в ИК-15 г. Могилёва.
Свидетель являлся участником фанатского клуба МТЗ-РИПО, но просто болельщиком клуба был, посещал матчи. Слышал об объединения Хеўра, Першакроў, HardBlow, New School Band, не знает почему разные названия, в чём разница, но были они все в одном футбольном клубе.
Свидетель пояснил, что сам ни в каких объединениях не состоял, не знает когда и кем были созданы, не знает ничего про организаторов, руководителей, лидеров. Знает, что из обвиняемых болельщиком ФК были Воловик, Бойко, Кравченко; только видел Цехановича и Иванова; Чертовича не видел.
Свидетелю ничего не известно о структуре, иерархии объединения. На вопрос прокурора «придерживались ли фанаты какой-то идеологии, антифашизма, анархизма?» ответил, что были просто фанаты, болельщики болели за свою команду, а что конкретно, не знал, не был близок к этому.
На более конкретный вопрос прокурора «кто из обвиняемых входил в какую-то группу» свидетель ответил — Воловик был болельщиком.
Также рассказал, что ранее занимался тайским боксом и тренировки проходили в военном городке. Тренировался вместе с Воловиком, но тренером Илья не являлся.
По поводу выездных тренировок пояснил, что выезжал только пару раз, занятия — это просто между собой дрались, выводили дух, тренировка обычная, ничего более.
На вопрос о существовании вражды между клубами пояснил, что наверное, существовала, так как разные команды — разные болельщики, но всё в рамках футбола.
Также указал, что сам присутствовал на некоторых драках и с ним был Воловик. Но они оба не дрались, а просто наблюдали, так как нужно было следить, чтобы свои не нанесли своим же тяжёлых ударов с последствиями. Пояснил, что присутствовала атрибутика объединений— нашивки на шапках. Была у Воловика нашивка, что-то типа нью…, но точно не вспомнил.
Далее вопросы пошли связанные с событиями в троллейбусе.
В этот день свидетель был на работе. Ему позвонил кто-то с незнакомого номера и спросил сможет ли он подвезти человека. Согласился, сказали, что перезвонят. Потом позвонил Воловик и звал на футбол. Позже опять позвонил незнакомы номер и представился Виталием, спросил смогу ли сейчас подъехать, чтобы съездить по делам. Согласился, взял машину своей сестры и поехал на место.
На вопрос «почему не отказал незнакомому человеку» ответил, что обычно не отказывает, когда просят и хотел подзаработать, знал, что заправят.
Подъехал на Дом кино, на стоянке было около пяти человек, знал только двоих: Шаров Юра и Позняк Сергей. Подошёл незнакомый человек и просил посадить в машину четырёх человек. В машину сели Шаров Юра, Позняк Сергей и двое незнакомых человека. При себе у этих людей ничего не было. Куда нужно было ехать, не пояснили, а просто сказали следовать за несколькими машинами.
Далее поехал за машинами в цепочке пятым. Проехали какое время, остановились у края проезжей части, из передних машин вышли 3-4 человека, незнакомые мне, пообщались, сели в машины, поехали дальше. Потом остановились снова и из всех машин начали выбегать люди кто-то в масках, кто-то просто в кепках. Они бежали все на остановку и к толпе молодых людей, те начали убегать во дворы. Как таковой драки не было, просто видел двух парней друг друга за шкирку тягают. Одного не знал, второй был знаком — Филипп Иванов. Плохо было видно, подумал, что Филиппа бьют, но Филипп может 3-5 ударов руками нанёс в область тела. Потом все начали возвращаться в машины.
Далее вся колонна поехала и спустя какое-то время остановилась возле остановки общественного транспорта. Там остановился троллейбус. Потом из машин начали выбегать ребята и подбегать в троллейбусу. Один из них опустил токоприёмник у троллейбуса — это был Кравченко. Удары, толчки по троллейбусу не видел, криков и угроз тоже не было.
Решил подойти посмотреть что происходит, стоял в самом конце троллейбуса. Выбегали люди из троллейбуса, при этом никто ничего не кричал, не понятно было что произошло.
Как и кто разбивал стекло, что-либо распылялось в троллейбусе свидетель не видел.
Когда все люди выбежали из троллейбуса, свидетель пошёл к своей машине, также подошли его пассажиры и все вместе поехали с этого места. Через некоторое время ребята попросили остановиться, чтобы им выйти.
Далее начали допрос по эпизоду связанному со ст. 328.
После вопросов адвокатов прокурор ходатайствовал о прочтении письменных материалов дела, так как после допроса были выявлены противоречия. Прокурор зачитал протоколы. Стало понятно, что в колонию к свидетелю приезжали 4 раза брать показания по одним и тем же эпизодам.
Противоречия по эпизоду с дракой с участием Иванова заключались в том, что свидетель следователю говорил, что видел как Фил бил одного из парней стоявших на остановке ногами, тот упал и Фил продолжал его бить (10 и более ударов). А в судебном заседании говорил, что Фил сделал 3-5 ударов руками и при этом противник Фила не лежал на земле.
Противоречия по эпизоду с наркотиками тоже были в части кто передавал марихуану.
На вопрос прокурора и судьи «почему такие расхождения в показаниях» и «какие показания самые точные и правдивые» свидетелю Клочко было сложно пояснить. Он говорил, что первые показания ему было давать тяжело, так как психологически он себя чувствовал хуже, было какое-то давление. Ни прокурор, ни судья, ни адвокаты не уточняли от чего или от кого было давление.
Но ответ напрашивался сам собой — ГУБОПиК сработал хорошо!
Вторым слушали показания Четверенько Максима Петровича, который проходит только по эпизоду с наркотиками, т. е. его показания не связаны с Воловиком, Бойко, Цехановичем и Ивановым.
Следующее заседание назначено на понедельник, 20 февраля, на 10:30.