С небольшим запозданием представляем вам обзор репрессий в отношении анархистов и либертарных активистов за 2016 год — власти продолжают сажать и преследовать наших товарищей. Летом и осенью прошли акции солидарности по всему миру с осужденными. Сами анархисты подвергаются репрессиям в тюрьмах, но не теряют бодрости духа. Если вы считаете, что мы упустили что-то важное в нашей статье, или же вам известны другие случаи репрессий, пишите, пожалуйста, по адресу abc-msk@riseup.net
Наконец-то на свободе
В ноябре после 3,5 лет в колонии вышел на свободу осужденный по «болотному делу» антифашист Алексей Гаскаров. «Я вообще жалею, что мы согласились участвовать [в суде]. Надо было, как советские политзаключенные, стоять спиной и молчать. И не воспринимать это как попытку выяснить истину. После Химок у меня были иллюзии. На нескольких видео было ясно видно, что мои эпизоды были раньше, чем, по мнению самих следователей, начались беспорядки. Я подумал: это вообще простая история, я им покажу видео, и все будет нормально. В итоге я перечислял доказательства, судья кивала головой, но никакой реакции не было. И вообще весь суд выглядел так: решение уже принято, приговор написан, и давайте побыстрее все закончим», — рассказывал он в первых интервью после освобождения.
Гаскаров написал десять полезных советов о том, как можно помочь политзаключенному: «Помогайте адвокатам. Быстро информируйте нужных людей, если заключенный сообщил о побоях или других нарушениях его прав. Не дайте человеку почувствовать себя одиноко: пишите ему письма, постарайтесь организовать какое-то обучение. Делайте передачи и помогайте деньгами самому заключенному и его семье. Не бросайте человека после освобождения, помогите ему приспособиться к жизни на воле».
Вести из тюрем
Анархист Алексей Сутуга, осужденный по сфабрикованному Центром «Э» обвинению на 3,5 года заключения, все еще в колонии в Ангарске. Его срок оканчивается в мае 2017 года. Алексей подвергается постоянному прессингу со стороны тюремной администрации, его регулярно сажают в ШИЗО (лишая даже свидания с матерью) и вновь перевели на более жесткий камерный режим.
На волю он передал стихотворение о Кронштадтском восстании:
Кусок революции
Каменным комом
В горле реакции
Не выломить ломом
Город веры
Буря в бушлате
Принимает меры
Будет в отплате
Кто был рядом
Услышит бушующее
Под черным стягом
Увидит будущее
Короткое и яркое
Окруженное морем
Такое прекрасное
Вооруженное горем
И защитят Волю
Для себя и народа
Все ледяное поле
По врагам свободы
На камнях прекрасное
До последнего бойца
Черное и красное
До нового конца
Его мать Ольга Сутуга рассказала, как лучше писать письма заключенным: «Во-первых, нельзя жалеть. Это табу. Не нужно жалости: ребята ведь не в гробу, не мертвы. Однажды Илья Гущин даже написал, что нечего за нас переживать — мы ведь тоже живем. А Дмитрий Бученков в последнем письме написал, что в самом начале он услышал такую фразу: «В тюрьме не выживают, в тюрьме живут». Жалость разъедает дух».
Написать Алексею Сутуге письмо можно по адресу: 665809 Иркутская обл. г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 9, строение 10/1 ИК14 или через сайт «Росузник».
Крымчанину Александру Кольченко, которого многие знают как Тундру, в заключении исполнилось 27 лет. Анархиста Кольченко российские власти осудили на 10 лет тюрьмы по делу так называемых «крымских террористов» — он участвовал в акциях против ввода на полуостров российских войск, в частности, в поджоге местного отделения «Единой России» и офиса националистической «Русской общины Крыма».
Он не унывает. «У меня все хорошо. После приезда правозащитников выдали прессу — лишь незначительную часть. Говорят: это все, что нашлось. Однако до приезда правозащитников длительное время не могли найти даже это. … Раз кроме жалоб никакие методы не показали свою эффективность, буду продолжать в том же духе. В последнее время я книги не читал, только выданную прессу. Черпая информацию только из ТВ-новостей, я пребывал в счастливом неведении. Читая же более-менее адекватную прессу, вновь вспоминаешь, в какой стране ты оказался», — рассказывает он. Пишите Тундре больше писем!
Журнал «Автоном» поз заголовком «Выборы не канают» собрал «правила жизни Тундры»: «Я по-прежнему придерживаюсь анархо-коммунистических взглядов. Хотя мне интересны теоретические концепции и опыт борьбы левых эсеров и эсеров-максималистов, и синдикалистов, коммунистов рабочих советов, автономистов, опералистов, левых националистов и т.д. С начала вооруженного конфликта на востоке Украины, я занимал антивоенную интернациональную позицию и, в отличие от других некоторых так называемых «левых», не поддерживал ни одну из сторон».
Написать Александру Кольченко письмо можно по адресу: 456612, Челябинская обл., Копейск, ул. Кемеровская, 20, ИК-6, отряд 4, Кольченко Александру Александровичу, 1989 г.р. — или с помощью почтового сервиса «Росузника».
В Мордовию этапировали анархиста Илью Романова, которого военный суд назвал «террористом». Романов пострадал от взрыва петарды собственного изготовления в октябре 2013 года, но стараниями нижегородского Центра «Э» из экспериментатора-неудачника превратился в «террориста» и получил 10 лет колонии. Из-за взрыва Романов лишился кисти руки, ему необходим протез.
Пожилых родственников Романова, которые на почте пытались перевести деньги Илье, задержала полиция. Все счета самого заключенного заблокированы Росфинмониторингом.
Илья Романов находится в ИК-22 Мордовии, адрес: 431130, Мордовия, Зубово-Полянский р-н, ст. Потьма, п. Леплей. Написать письмо ему можно с помощью почтового сервиса «Росузника».
Под следствием
Историк и анархист Дмитрий Бученков все еще ждет суда по «болотному делу». По мнению следователей, 6 мая 2012 года Бученков якобы нападал на полицейских и переворачивал биотуалеты. Репрессивные органы прекрасно знают, что это ложь — Бученкова вообще не было в тот день на Болотной, он был у родителей в Нижнем Новгороде. А человек, который попал на видеозаписи и которого следствие выдает за Дмитрия, абсолютно на него не похож (реальный Бученков справа):
Жалоба на его арест и политически мотивированное преследование направлена защитой в Европейский суд по правам человека.
«Здесь, в тюрьме я сделал одно очень важное приобретение — чувство глубокой ненависти к современной государственной системе и классовому обществу. Это крайне полезное приобретение для революционера. Я хочу сказать, что нечто подобное было у меня и раньше, но на уровне логики. Сейчас же это перешло глубокого эмоционального переживания. Следственному комитету и оперативникам следует выразить благодарность, за то, что я окончательно сформировался как революционер», — пишет Бученков из заключения.
Приговоры
В Таганроге местную активистку Елизавету Цветкову приговорили к году исправительных работ за распространение листовки с критикой полицейских. Согласно фабуле дела, Цветкова скачала из «Вконтакте» листовку с критикой полиции, распечатала ее и накануне празднования Дня сотрудника органов внутренних дел в ноябре 2014 года расклеила на остановках общественного транспорта и фонарных столбах.
«Возможно, я очень впечатлительный человек, но мне кажется, что нельзя оставаться равнодушным после публикаций о громких делах, получивших большой общественный резонанс. Это и дело майора Евсюкова, расстрелявшего мирных граждан в супермаркете, и дело о пытках в «Дальнем», где скончался мужчина. Эти дела у любого человека вызывают негативное отношение к незаконным действиям сотрудников полиции. Я остаюсь в убеждении, что случаи взяточничества, пыток и убийств необходимо пресекать», — объясняла сама Цветкова.
В Чехии суд вынес приговор анархисту из России Игорю Шевцову, который уже долгое время живет в Праге. Суд признал, что в деле об атаке на дом министра обороны недостаточно доказательств (однако судьи подчеркнули свой отказ признать его невиновным — лишь то, что для осуждения нет достаточных доказательств) и избавил Игоря от обвинения в нападении с «коктейлями Молотова» на дом министра.
Однако суд признал Игоря виновным в помощи в нанесении ущерба тюремной собственности и в качестве наказания выбрал депортацию из Чехии сроком на 2 года. Игорь обжаловал это решение, и в итоге суд оставил его в Чехии, но на три года запретил посещение «публичных анархистских акций». «С самого начала всем было ясно, что такой приговор — более чем странный, даже с правовой точки зрения. Его странность заключается в том, что нигде не пишется и не объясняется, что такое публичная анархистская акция. Хотя в приговоре уточняется «шествия, манифестации и демонстрации», никто не знает, как контролировать исполнение приговора и где находятся границы этого запрета. Это привело к тому, что полиция взяла инициативу в свои руки и начала определять как анархистское почти каждое мероприятие, которое Игорь навестил или собирается навестить. Таким образом, каждый месяц теперь Игорь получает список мероприятий, на которые он не может идти. Среди них находятся такие акции, как ФНБ, концерты, дискуссии, акции солидарности и бенефит-вечеры — проводящиеся. например, для анархистских заключённых со всего света», — говорится на странице проекта Antifenix, рассказывающего о политзаключенных анархистах в Чехии.
Административные преследования
В Иркутске в апреле на выходе с тренинга «Защита прав человека — эффективные способы и механизмы» был неожиданно задержан анархист и участник «Автономного действия» Игорь Мартыненко.
«Уже в суде прозвучала моя речь в которой я обозначил данный процесс как политический, заметив про оперативников центра «Э», доставлявших меня в суд, розыск меня на акциях и фотографии в телефоне полицейского, судья сделал вид, что вовсе не знает, что такое «Центр Э» и никогда о таком не слышал, пришлось просвещать», — рассказал Мартыненко. Он активный участник проекта «Стратегия 18». Это совместный проект «Анархического черного креста» и правозащитников Иркутска. Число «18» в названии проекта означает 18 статью конституции, которая звучит так: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».
В Крыму преследуют анархиста Алексея Шестаковича, который несмотря на установившийся на полуострове режим подавления инакомыслия решается выходить на публичные акции. За акцию солидарности с российскими политзаключенными суд приговорил его к 20 тысячам рублей штрафа.
«Сегодня лично убедился что судебная система РФ по вопросам принципиальным для силовиков действует без оглядки на соблюдение правовых норм. Видимо господам от ФСБ и полиции важно показать, что они не только не приемлют любых форм выражения протестных настроений в Крыму, но желают выглядеть этакими ‘священными коровами’ которых нельзя воспринимать как других травоядных», — комментировал Шестакович это решение.
Через пару месяцев, когда активист подал уведомление на пикет, его задержали на несколько часов и провели дома обыск. Шестаковича обвинили в употреблении каннабиса и оштрафовали на 4 тысячи рублей.
Еще одного крымского активиста Сергея Васильченко суд в Евпатории арестовал на 10 суток по обвинению в хранении «экстремистских материалов». Дома у отца активиста прошел обыск, пожилому мужчине опера из Центра «Э» угрожали пистолетом.
Акции солидарности
Летом и осенью по всему миру прошла Международная кампания солидарности с политзаключенными анархистами и антифашистами в России. Акции прошли в Швеции, Франции, Израиле, Чехии, Финляндии, Испании, Беларуси и Украине.
В России тоже выступили в поддержку политзаключенных: в Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Москве и Симферополе.
Подробнее обо всех акциях солидарности читайте в Отчете о международной кампании солидарности с политзаключенными антифашистами и анархистами.
Подготовлено коллективом АЧК-Москва