Репрессии и тюремное заключение — нередкие гости в жизни анархистов, антифашистов и просто неравнодушных людей, отстаивающих свои права. Попав в тюрьму, человек оказывается во власти репрессивных служб, имеющих многовековой опыт ломания человеческой воли и игр с психикой задержанного. С попаданием в тюремную камеру испытания для анархиста не заканчиваются, а лишь начинаются.
Любой политический активист, попав в тюрьму, неизбежно сталкивается с т.н. «наседками» — зэками, работающими на администрацию, цель которых — всеми способами выудить из задержанного нужную информацию. Зная методы их работы, и то, как она организовывается, вы будете вооружены и без труда нейтрализуете любые попытки оперов «развести» вас.
Ниже: милицейское пособие по организации внутрикамерных разработок задержанных.
Тактика проведения внутри камерных разработок.
1. Легенда.
Выработка легенды является одним из основных этапов проведения внутрикамерной разработки. От качества проработки легенды зависит то, как источник будет воспринят разрабатываемым, на сколько он сможет войти к нему в доверие.
Легенда должна быть как можно проще. Это позволит агенту (осведомителю) досконально запомнить ее и при необходимости иметь возможность ее реализовать. Она должна помогать агенту направлять беседу с разрабатываемым в нужное русло, быть такой, чтобы агент облазал необходимыми умениями, знаниями, навыками, личностными свойствами в соответствии с социальной позицией, заданной легендой. Обычно оперативную разработку задержанных, и заключенных под стражу в камере ведут наиболее опытные и квалифицированные источники, имеющие «свою биографию», т.е. легенду, которую видоизменяют частично, исходя из обстоятельств своего «задержания» или «заключения под стражу» и состава преступления разрабатываемого. Поэтому оперативный работник сначала должен выслушать мнение источника по поводу выбора им легенды. Например, при разработке квартирного вора, легенда источника не должна. быть связана с его задержанием за подобные преступления, если он не знает специфику данною преступного направления, или, если согласно легенде, источник имеет юридическое образование, он действительно должен обладать подобными знаниями. Аналогично прорабатывается и остальная часть биографии источника (место рождения, места проживания, места отбывания наказания, семейное положение и т.д.). При этом легенда должна быть проработана также на случай встречи источника и разрабатываемого на «воле». Подготовка легенды должна предусматривать использование агентом той или иной одежды. В одежде источника не должно быть ничего кричащего, такого, что запомнилось, бросалось в глаза. Ведь источник работает с разными фигурантами, которые в дальнейшем могут встретиться и обсуждать всех, с кем они сидели. Необходимо осторожно подходить к вопросу изменения имени источника для легенды. Человек очень сильно привыкает к нему. Поэтому при использовании вымышленного имени всегда существует опасность, что агент (осведомитель), увлекшись разговором, может назвать себя в третьем лице настоящим именем.
2. Ввод источника в разработку.
Ввод источника в разработку заключается в создании ему необходимых условий для выполнения заданий на основе разработанной легенды и выработанной линии поведения. В практике существуют много различных способов ввода источника в оперативную разработку задержанных и заключеиных под стражу, однако, наиболее распространены следующие:
А. Практика показывает, что разрабатываемые с большим доверием относятся к лицам, которые были задержаны у них на глазах или о задержании которых «с поличным» или иным путем им стало известно из других достоверных, по их мнению, источников. Этот психологический фактор лежит в основе большой группы оперативных комбинаций. Как пример, можно привести следующую ситуацию: во время нахождения разрабатываемого в РОВД, «случается серьезное преступление», после выезда на которое, в РОВД доставляется «подозреваемый» (источник) в совершении данного преступления. В последующем они видят друг друга в коридоре РОВД. При проведении следственных действий, совместно конвоируются в изолятор временного содержания и помещаются в одну камеру.
Б. Также, неплохим по эффективности способом ввода в оперативную разработку является помещение агента в камеру до водворения туда разрабатываемого. Хотя этот способ прост по замыслу и осуществлению, он дает агенту ряд преимуществ. Прежде всего, агент встречает разрабатываемого, являясь как бы «хозяином» в камере. Кроме того, пользуясь этим обстоятельством, он вправе первым начать разговор, расспросить пришельца о его делах, т.е. повести беседу в нужном ему направлении.
В. Другом способ ввода источника в оперативную разработку — водворение его в камеру, где уже содержится разрабатываемый. Данный способ ввода не всегда эффективен и применяется в следующих случаях: — когда в отношении задержанного или заключенного под стражу собраны достаточные доказательства его преступной деятельности; когда разработка проводится внезапно и вовремя не был подобран подходящий источник; — когда разработка одним источником не дала результатов и необходимо ее продолжить с помощью другого: — когда заключение под стражу или задержание явились для разрабатываемого полной неожиданностью. Во всех этих случаях разрабатываемому дают возможность вначале побыть в камере одному и ощутить потребность в общении с сокамерниками.
Г. Иногда применяется способ ввода агента в общую камеру, в которой уже находится разрабатываемый, или разрабатываемый и агент водворяются в общую камеру одновременно. Если разрабатываемый уже находится в общей камерой туда водворяется источник, то через некоторое время их сокамерники переводят из камеры, и источник с разрабатываемым остаются наедине. Если агент и разрабатываемый одновременно водворены в общую камеру, через некоторое время под благовидным предлогом их переводят вдвоем н другую камеру. При осуществлении оперативных комбинаций по вводу источника н разработку, его в большинстве случаев не надо посвящать по существо дела, по поводу которого задержанный разрабатывается. Тем самым источник лишается возможности строить различные предположения, делать произвольные выводы.
З. Поведение источника в камере. Приемы, применяемые дли развития доверительных отношений с разрабатываемым.
Прежде всего, необходимо сказать о вызовах для проведения допроса л других следственных действии. У агента всегда мало времени, в особенности если фигурант задержан в порядке ст. 91 УПК РФ н после заключения под стражу может быть этапирован в следственный изолятор. Если задержанного не вызывают, его темы для разговоров могут быстро исчерпаться. Хуже того, кота регулярно вызывают источника, но не вызывают разрабатываемого, весь акцент делается на агента (осведомителя), в таком случае именно он находится г центре внимания и в большей степени в камере говорить приходится см. Наиболее удачно, когда источник с допроса на некоторое время прибыв, ч раньше задержанного. Лучше встретить разрабатываемого, когда он возвращается после проведения следственных действий. Ситуация следственного действия носит, как правило, стрессовый характер, что заставляет разрабатываемого нервничать, и он может дать волю чувствам, высказать что-то важное в возмущении. И психологии обычно выделяют два основных метода воздействия па человека: убеждение и внушение. Убеждение основано на логике и обращено к сознанию человека. Внушение же основано не на логике, а на некритическом восприятии человеком осуществляемого на него воздействия. Внушение сильно действует на людей, не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих сформировавшихся взглядов и принципов. Это всегда нужно помнить при разработке несовершеннолетних. В ходе проведения ВКР возможны три типа ситуаций общения: 1. Объект считает свое положение выше положение источника. 2. Объект считает, что эти положения равны. З. Объект считает, что его положение ниже положения источника. При первом и третьем типе разрабатываемый ориентируется в основном на социальную позицию источника, а не на то, что он ему говорит. Если объект считает себя «выше» источника, то слова последнего на него обычно не действуют, убеждением его не возьмешь. Объекту нужно показать, что его позиция такая же, а еще лучше — ниже позиции источника. Основное правило при этом: авторитарность можно победить только еще большей авторитарностью. Психологический анализ позволяет выделить три основных этапа в его воздействии на разрабатываемого.
1. Задача: подорвать уверенность объекта в себе; сориентировать его на то, что ответственности не избежать и от наказания не уйти.
2. Задача: «обрубить ему все лазейки» для сокрытия своих дел, создать впечатление, что ему никто не поможет, что все зависит только от него.
З. Задача: убедить его в необходимости дать правдивые показания. Практика знает немало случаев, когда разрабатываемый, находясь в камере и рассказывая источнику в общих чертах о совершенном им преступлении, уклоняется от подробного изложения обстоятельств, не называет сообщников, мест хранения и сбыта похищенных ценностей и т.д. Как раз в этих случаях необходимо создать видимость, что следствие идет по верному пути, что задержанный скоро будет разоблачен. Будучи вынужденным изменить свою линию поведения на следствии, разрабатываемый советуется с источником и сообщает интересующие последнего сведения. Для проведения таких комбинаций необходимо четкое взаимодействие оперативного работника и следователя. Следователь с помощью следственных действий должен способствовать осуществлению замысла оперативной комбинации. Например, источник, разрабатывающий подозреваемого в совершении краж колес с автомашин, сообщает в камере, что, направляясь на допрос, видел в коридоре возле кабинета следователя много автомобильных колес. Через некоторое время при выводе из камеры разрабатываемого, данное обстоятельство косвенно подтверждается следователем, либо при вывозе на проведение следственный действий разрабатываемый также застает некоторое количество колес возле кабинета следователя. При этом сотрудниками РОВД для объекта разработки «умалчивается» место обнаружения и изъятия данных колес. Если известны вероятные сообщники преступника, можно провести комбинацию, в результате которой разрабатываемый «случайно» увидит их фотографии. В этом случае агент получит возможность установить, есть ли среди них лица, причастные к преступлению, и опасается ли разрабатываемый разоблачения с их стороны. Таким образом, цель подобных комбинаций — убедить разрабатываемого в неизбежности разоблачения и необходимости дать правдивые показания, а также побуждения разрабатываемого к доверительной беседе с источником. О всех мероприятиях, связанных с осуществлением оперативном комбинации в целях активизации разработки, агента не следует заранее ставить в известность, так как он может выдать свою осведомленность в камере и этим расшифровать себя. Необходимо еще раз отметить, что ролевое поведение источника в камере не должно противоречить легенде. Более того, агенту следует всячески подтверждать ее правдивость. Например, прием пищи. Когда человека помещают в камеру, состояние у него подавлено, он озабочен своей судьбой и ему естественно, не до еды. Так как по легенде источник такой же задержанный, как и все остальные, он не должен отличаться своим поведением от других. Поэтому если он и голоден, не нужно в первое время набрасывания на еду, это может вызвать подозрение. В последующие же дни, наоборот, не стоит отказываться от пищи, даже если источник получал дополнительное питание, так как это может навести на мысль, что его подкармливают.
4.Особенности проведения спаренной разработки расшифровкой источников. Достаточно эффективной является комбинация по разработке фигурантов с использованием двух источников с взаимной расшифровкой. Однако, преднамеренная взаимная расшифровка двух источников друг перед другом в целях успешного раскрытия преступлений является мерой исключительной. Данную комбинацию целесообразно использовать в тех случаях, когда есть предположение, что между источником и разрабатываемым может возникнуть психологический барьер, который источнику трудно преодолеть в одиночку, или, когда необходимо ускорить разработку задержанного. Перед расшифровкой необходимо принять от источников расписки об их согласии на данное мероприятие. Изучение практики использования «спаренной» агентуры показывает, что наиболее целесообразно строить линию поведения источников по следующим направлениям:
А. Агенты создают в камере обстановку взаимного доверия и доброжелательности. Это может достигаться тем, что они выдают себя за людей, давно знакомых между собой и случайно оказавшихся в одной камере, или выступают как люди незнакомые, но в результате общения доверившиеся друг другу. В одном случае, демонстрируя свое давнее знакомство и доверие друг к другу, взаимно расшифрованные источники, не стесняясь присутствия разрабатываемого, «откровенно» рассказывают о своих «преступных действиях». Тем самым создаются реальные предпосылки для устранения недоверия разрабатываемого и установления психологического контакта с ним. Это позволяет вызвать его на откровенный разговор, а впоследствии взять инициативу общения в свои руки. В другом случае источники могут выступать и как лица ранее не знакомые. «Познакомившись» в камере, они «проникаются» доверием друг к другу, рассказывают подробно о совершенных ими преступлениях, советуются между собой и с разрабатываемым о том, как вести себя на следствии, и т.п. Обстановка взаимного доверия в камере, как правило, склоняет разрабатываемого к откровенным разговорам и способствует получению достоверной информации о преступлении.
Б. Оба источника создают обстановку недоверия к разрабатываемому с тем, чтобы он сам, доказывая непричастность к сотрудничеству с правоохранительными органами, рассказал о своей преступной деятельности. Достигается это различным путем, в зависимости от осведомленности разрабатываемого о негласных методах работы РОВД. В одном случае агенты, не общаясь с ним, в своих репликах, замечаниях и вопросах просто проявляют недоверие к нему, в другом — намекают на его связь с сотрудниками РОВД либо прямо обвиняют его в сотрудничестве с оперативным аппаратом. Однако для того чтобы недоверие, которое высказывают источники разрабатываемому было внешне обоснованным, необходимо создать к этому реальные поводы. Например, вызывая последнего на допрос и отсылая его с допроса в камеру, сотрудники полиции обращаются с ним особенно вежливо; иногда один из источников, якобы вызванный на допрос, застает разрабатываемого распивающим чай и мирно беседующим с оперативным сотрудником и т.п. Все это может быть использовано как повод для выражения недоверия. Данный способ достаточно эффективен при разработке бывших сотрудников правоохранительных органов, когда ввод источников осуществляется поочередно и второй вдруг вспоминает, что раньше видел фигуранта в формеином обмундировании. После чего оба источника начинают проявлять недоверие к разрабатываемому, высказывая мнение, что его подсадили к ним специально.
В. Агенты внушают разрабатываемому недоверие к одному из находящихся в камере задержанных. Таким образом, они оба, или один из них завоевывают доверие разрабатываемого, а затем получают от него необходимую информацию. Психологически указанная линия поведения таких источников основывается на том, что они оба или один из источников, заподозрив сокамерника в негласном сотрудничестве с оперативными работниками, откровенно делятся своими подозрениями с разрабатываемым. у разрабатываемого постепенно исчезает недоверие к последним. Более того, откровенность источника побуждает также к откровенности с ним. Для более эффективного применение данного способа необходимо создать внешнее обоснование подозрения, указанное в п. Б.
При осуществлении рассматриваемой комбинации в любом ее варианте необходимо принять все меры к тому, чтобы разрабатываемый не мог учинить расправу над сокамерником, заподозренным в связи с оперативными работниками. В случае возникновения подобной опасности источники должны занять правильную позицию и предотвратить расправу, не потеряв при этом доверия разрабатываемого. Они поясняют разрабатываемому, что расправа над заподозренным сокамерником ничего не даст и только осложнит положение разрабатываемого, советуют ему не связываться с заподозренным. Ведение разработки в этом случае необходимо контролировать с помощью специальной техники.
5. Использование специальных технических внутрикамерных разработок. Использование специальны технических средств (далее СТС) является перспективным направлением и неотъемлемой частью оперативных комбинаций при проведении внутри камерны разработок.
Применение СТС в ходе проведения ВКР может использоваться с целью:
1) проверки объективности информации, предоставляемой источником, своевременного выявления и предотвращения фактов двурушничества (при установлении подобного факта запрещается ставить в известность источника о полученных сведениях);
2) контроля хода проведения ВКР, своевременной корректировки оперативной комбинации, поведения источника;
3) обеспечение безопасности: недопущение суицидов, нападений и побегов, конфликтов среди сокамерников, расшифровки источника;
4) получения оперативно-значимой информации, оставшейся без достаточного внимания у внедренного источника. Информировать источника о наличии категорически запрещается.