К выборам президента страны «Белтелеком» установит оборудование для контроля и блокировки интернета. Эксперты уверены, что главной целью ограничительных мер будет политическая цензура.В преддверии президентских выборов «Белтелеком» — белорусская государственная компания-монополист в области связи — устанавливает новое оборудование для контроля и блокировки интернета, которое введут в действие в начале октября, сообщил DW специалист в сфере IT. Тендер на закупку и установку аппаратно-программного комплекса, объявленный в мае этого года, выиграли производители из Китая.
С 2010 года в Беларуси было издано несколько указов и постановлений об ограничении доступа к запрещенной законодательными актами информации, а с января 2015 года вступили в силу изменения в закон о СМИ — теперь его действие распространяется на все информационные сайты. Министерство информации получило полномочия регулятора Байнета наряду с Минсвязи и Оперативно-аналитическим центром (ОАЦ) при президенте Беларуси. Однако эксперты, опрошенные DW, предостерегают, что несовершенство ограничительного законодательства будет ущемлять свободу выражения мнений и позволит властям усилить политическую цензуру.
Полный контроль
Доступ к некоторым сайтам в Беларуси перекрывали и раньше. «Но если тогда блокировка сайтов выглядела как самодеятельность спецслужб и «Белтелекома», то за последние пять лет юридическое обоснование «подточили» под новые задачи, и сейчас монтируется более совершенная техника», — так прокомментировал DW ситуацию основатель белорусского интернет-ресурса Electroname.com Федор Павлюченко.
Новое оборудование, по его словам, способно проводить более глубокий анализ трафика, чтобы структуры власти могли определить, насколько нежелателен ресурс для посещения. «Можно будет также отслеживать действия пользователя: посмотреть, на какие сайты он заходил, какие тексты к нему приходят, какие программы подключаются», — говорит эксперт.
Причем новая система контроля и блокировки будет охватывать действия всех белорусов — посетителей интернета, а не только госучреждения, учебные и культурные заведения, как это было раньше.
Будет приказ — заблокируют всех
С февраля 2015 года список ограниченного доступа формирует инспекция при Минсвязи «БелГИЭ». Министерство информации может вносить туда сайты по своему усмотрению, а также по решению суда. Запрещена пропаганда насилия, экстремизма, наркотиков, порнография и информация, способная нанести вред национальным интересам страны. Один факт распространения сообщений такого рода дает основание Мининформу внести сайт в черный список и заблокировать без предупреждения.
«Однако блокировать какой-либо неугодный сайт, например Mail.ru или медиакомпании Deutsche Welle, власти могут и без суда, достаточно лишь вывода Мининформа о «вредительстве интересам», — заметил Павлюченко. Под эту статью, считает он, в Беларуси можно подогнать все что угодно, и тогда сайт станет недоступным для пользователей.
По словам эксперта, технически осуществить блокировку сайта, работающего за границей, очень просто. В Беларуси монопольным доступом в интернет обладают всего два провайдера: «Белтелеком» и Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) — госструктура, которая принадлежит ОАЦ. «Достаточно поставить фильтр на два канала входа и перекрыть доступ, — объяснил Федор Павлюченко. — Если во время выборов поступит приказ в отношении сайтов с политической информацией, которую власти сочтут для себя опасной, — заблокируют всех».
Блокировка ресурсов национальной доменной зоны .by еще более проста. Поставщики интернет-услуг обязаны знакомиться с черным списком ежедневно и вносить изменения в собственные фильтры контента. В марте 2015 года в списке для блокировки было 176 ресурсов, в том числе белорусские оппозиционные сайты, такие как «Хартия-97» и «Белорусский партизан».
А в июне на несколько дней был ограничен доступ к белорусской интернет-газете Kyky.org. Доступ к ресурсу появился только после того, как редакция удалила несколько материалов на темы религии и особенностей празднования Дня победы в Беларуси, в которых Мининформ усмотрел «нанесение вреда национальным интересам».
Неопределенность на руку властям
В свою очередь руководитель Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), юрист Андрей Бастунец в интервью DW напомнил, что определенный контент — экстремизм, наркотики — запрещены во многих странах. Однако в Беларуси формулировки о запрещенной к распространению информации крайне расплывчаты. «Например, что означает «вред национальным интересам Республики Беларусь», если степень его определяет не суд, а чиновники из Мининформа?» — говорит Бастунец.
По мнению медиаэксперта, неопределенность формулировок, а также невозможность оспорить нарушения, связанные с ограничением свободы выражения мнений, на наднациональном уровне — в Европейском суде по правам человека — очень серьезно ущемляет права граждан Беларуси. «С несовершенным законодательством под предлогом борьбы с наркотиками и терроризмом государство может осуществлять недопустимое вмешательство в частную жизнь и ограничивать выражение мнений», — уверен глава БАЖ.
А Федор Павлюченко обратил внимание DW на то, что сегодня в черном списке — только пара десятков сайтов. «Но сайтов-распространителей запрещенной информации о насилии или наркотиках в мире миллионы», — указал эксперт. Он считает, что новое оборудование будут применять не столько в целях блокировки запретных тем или размещения рекламы, как это декларируется. «Власти получили технический инструмент для усиления политической цензуры и оперативной борьбы с сайтами, которые высказывают альтернативное мнение», — уверен Павлюченко.
Тор спасает от таких блокировок?
Смотри следующий пост, они хотят найти способ блокировки и анонимайзеров.