Напомним, что задержанного ранее в Минске русского фашиста Максима Марцинкевича по прозвищу Тесак отпустили из СИЗО под обязательство явиться по первому требованию. СК Беларуси сообщил, что Марцинкевич готов сотрудничать со следствием.
Напомним, его обвиняют по части 3 статьи 339 УК РБ – особо злостное хулиганство с применением оружия, карается сроком заключения от трех до десяти лет. По данным следствия, 15 февраля у здания глазной клиники произошла драка Тесака и двоих его знакомых, граждан Беларуси, с тремя антифашистами. В результате один из антифашистов получил проникающее ножевое ранение. Тот факт, что антифашисты не написали заявлений в милицию на Тесака и его подельников (один из них — бывший лидер неонацистской группировки НСО Сергей Коротких по прозвищу Малюта, в России его подозревают в организации взрыва на Манежной площади в 2007 году), и стал основанием для освобождения ультра-правых из СИЗО.
Сегодня «Радыё Свабода» сообщает, что Сергей Коротких (Малюта) был другом Валерия Игнатовича, пожизненно осужденного за убийство журналиста Дмитрия Завадского. В конце 1990-х он мог участвовать в акциях РНЕ против демократических активистов. Его «крышует» белорусский КГБ, поэтому от всех обвинений Малюта уходит безнаказанно. Этот человек опаснее Тесака — уверен бывший сотрудник белорусской прокуратуры Дмитрий Петрушкевич.
«Слухи о том, что он со своими людьми избил каких-то оппозиционеров в 1999 году, я помню хорошо, — говорит корреспонденту бывший сотрудник прокуратуры Дмитрий Петрушкевич. — Теперь получается, что это были Андрей Санников, Дмитрий Бондаренко и Олег Бебенин. А если сопоставить факты его биографии и добавить очередное освобождение, то лично у меня не остается никаких сомнений в том, что он сотрудничает именно с белорусскими спецслужбами».
«Санников лежал в луже крови и несколько человек его избивали ногами. Его фактически убивали, — рассказывает координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко. — У меня определенные навыки службы в спецназе, занятия восточными единоборствами, но и это не спасло. Я просто выбежал на проезжую часть».
«А Лукашенко тогда сказал: «Фашисты избили фашистов», — говорит Бондаренко. Зачистка оппозиционных политиков началась именно с нападения на лидера «Европейской Беларуси», бывшего кандидата в президенты Андрея Санникова — уверен он.
Активисты РНЕ напали на политиков в феврале 1999 года.
Бондаренко говорит, что руководил нападением сам лидер РНЕ Глеб Самойлов. «Нас было трое, их было 20 человек, — поясняет он. — Тогда Бебенин попал в больницу, у него были почки повреждены. У Санникова два ребра поломаны, нос сломан и сотрясение мозга».
Петрушкевич — бывший сотрудник белорусской прокуратуры. Участвовал в расследовании дел пропавших политиков. Сейчас живет в США. Освобождение из-под стражи Сергея Коротких (Малюты) его возмутило. «Можно по-разному относиться к освобождению Марцинкевича, который якобы согласился сотрудничать со следствием… но тот факт, что на следующее утро был отпущен Малюта, не укладывается уже ни в какие рамки», — пишет Петрушкевич в своем блоге на «Белорусском партизане». Петрушкевич уверен: белорусские спецслужбы «крышуют» Малюту еще с конца 90-х.
«Малюту в РНЕ привел Игнатович»
Сергей Коротких родился в 1969 году. В России известен как один из руководителей экстремистской организации Национально-социалистическое общество. Правда, оттуда его «выгнали» за вред организации.
Слухи о том, что Малюта — агент ФСБ, ходят и в России. Более того, Малюта считается организатором взрыва на Манежной площади в 2007 году.
С середины 2000-х его имя чаще всего встречается рядом с именем Максима Марцинкевича (Тесака). Сам Малюта — гражданин Беларуси. Ностальгию по белорусским корням имеет и Тесак.
До того как стать известным свой деятельностью в России, Малюта успел проявить себя и в Беларуси. Здесь он входил в Русское Национальное Единство. И привел его туда никто иной, как Валерий Игнатович, позже осужденный за похищение и убийство журналиста Дмитрия Завадского.
«Там стоял человек в камуфляжной форме, — продолжает описывать нападение РНЕшников Бондаренко. — Мы думали, что это просто какой-то офицер стоит. Но потом в милиции нам сказали, что это был Игнатович. Фактически Игнатович тогда руководил нападением на Санникова».
«Игнатович и привел Малюту в РНЕ, — утверждает Петрушкевич. — Они были достаточно близки. Но несмотря на это, Коротких занял более высокий статус в организации».
Почему? По версии Петрушкевича, Малюта мог обеспечить финансирование. А вот откуда это финансирование — этот вопрос тогда даже выяснять было опасно.
«О связи Коротких со спецслужбами всем было известно еще в 90-е (разногласия касались только степени их близости), многие факты действительно имели место», — пишет Петрушкевич в блоге.
«Коротких был заместителем Самойлова, фактически вторым человеком в РНЕ, — говорит Дмитрий Петрушкевич. (По информации «Радыё Свабода», Малюта возглавлял одно из подразделений РНЕ «Варяг») — А Игнатович занимался вопросами оперативного обеспечения. У них была довольно серьезная организация в плане физподготовки. Они тогда довольно многочисленные марши проводили с лозунгами «Россия, Сербия, Беларусь».
Бондаренко уверен: такие организации всегда руководятся спецслужбами. А в Беларуси эти связи самые конкретные. «Был куратор в лице Игнатовича, бывшего офицера «Алмаза», — говорит Бондаренко.
Эту версию подтверждает и Петрушкевич: «Поговаривали тогда о связи Самойлова (лидера белорусского РНЕ) с ФСБ, а в те времена это было страшнее любого КГБ или СОБРа».
«В общем, это было страшное время, которое стараешься забыть и не вспоминать в деталях», — признается Петрушкевич.
«В 1999 году газета «Народная воля» вместе с Хартией-97 проводила конкурс «Выбери свое правительство», — рассказывает Дмитрий Бондаренко. — И главой правительства читатели назвали Геннадия Карпенко, министром юстиции — Гончара, министром экономики — Чигиря, министром иностранных дел — Санникова, министром внутренних дел — Захаренко и т.д.
И потом Карпенко умирает, Чигирь арестован, Захаренко, Гончар и Красовский исчезают. А на Санникова напали — человек чудом остался жив».
Уголовное дело о нападении на демократических активистов закрыли. Бондаренко грозило несколько лет тюрьмы, так как когда он защищался, со стороны фашистов были пострадавшие.
«А милиция Первомайского района в те времена проводила рейды совместно с активистами РНЕ, которые были одеты в камуфляж со свастиками. Были угрозы в адрес моей семьи. В почтовый ящик забрасывали газету «Русский порядок» со свастикой, — объясняет Бондаренко. — Игнатович тогда спокойно приходил в милицию. Я спрашивал тогда у милиционеров: а как тут фашисты ходят со свастикой? Они мне отвечали: ну, он же бывший наш, он же был в нашей системе МВД».
Малюту крышуют спецслужбы. Это следует из его биографии
«У Игнатовича и Самойлова были серьезные расхождения. Самойлова больше интересовала идеология, а Игнатович и Коротких выступали за более экстремальные методы», — говорит Петрушкевич.
Через некоторое время лидер белорусского РНЕ Глеб Самойлов был убит в подъезде своего дома. Это произошло 5 августа 2000 года.
«Расследование об убийстве Самойлова проводилась совместно с уголовными делами по фактам исчезновения белорусских политиков, — говорит Петрушкевич. — И Коротких (Малюта) проходил по нему свидетелем».
На определенном этапе дело попалось самому Петрушкевичу.
«Коротких проходил по делу Самойлова как вторичный свидетель, — рассказывает Дмитрий. — Я его тогда не допрашивал. Ко мне это дело попало уже через четыре месяца после убийства и считалось «глухарем». По нему почти никто не работал, а в протоколах допросов были только общие фразы».
Петрушкевич допрашивал других членов РНЕ, но все они вели себя замкнуто. Дмитрий говорит, что сотрудничество с «органами» против правил таких неформальных объединений. Мол, поэтому и сейчас против Марцинкевича и его товарищей даже не написали заявления. «А то, что Марцинкевич пишет «ВКонтакте», что против него «заявления катают», — это неправда, — утверждает Петрушкевич.
«У меня нет оснований полагать, что убийство Самойлова совершил Коротких, — говорит он. — Но было удивительно то, что его никто не проверял на причастность к убийству. Кого угодно проверяли, только не его».
Петрушкевич говорит, что уже тогда им объясняли: «в это дело лучше не лезть». «У нас тогда и так два человека, имевших отношение к этому делу, умерли. Я не утверждаю, что их убили, но сам факт этот желания работать не добавлял».
«То, что Коротких «крышуют» белорусские спецслужбы, очевидно из его биографии. Он же в Беларуси никогда не привлекался к ответственности, а в России его разыскивали за взрыв, — заключает Петрушкевич. — Да и сейчас его вновь отпустили. И мне странно, что белорусскую оппозицию дело Коротких совсем не волнует. Его даже почти никто не вспоминает».
Последний раз название РНЕ громко прозвучало в связи с похищением в Беларуси активисток FEMEN. Тогда девушки сообщали, что люди, которые издевались над ними, называли себя друзьями именно этой организации.