7 декабря из Макеевской ИК-32 (Донецкая область) был освобожден политзаключенный по «Одесскому делу» № 144 Илья Романов. Он был осужден по эпизоду взрыва, произошедшего возле здания Службы Безопасности Украины (СБУ) в 2002 году, и отбыл полностью назначенный судом срок — 10 лет лишения свободы.
Встречу Ильи организовали макеевские и донецкие коммунисты, которые, после перевода политзаключенного в Макеевку, совместно с РКРП-РПК, оказывали ему постоянную помощь.
Советуем: Интервью Радио РКАС с Ильей Романовым после освобождения.
9 декабря Илья Романов попытался вернуться на родину — выехать из Украины в Россию. В 8 километрах от пограничного поста Меловое-Чертково (Луганская и Ростовская область Украины и России соответственно) он был задержан в ходе «спецоперации» Донецкого СБУ, в количестве более 10 человек, при поддержке вооруженных представителей отряда «Альфа» (2 человека).
Оказалось, что 8 декабря в отношении Романова СБУ было вынесено постановление о выдворении с территории Украины с запретом на въезд на ее территорию сроком на 3 года. В этом выразительном, и абсолютно «с потолка» аргументированном тексте, сказано дословно следующее:
«…Не исключается, что указанное лицо может прибегнуть к совершению резонансных преступлений террористического и другого противоправного характера на территории Украины, в первую очередь актов мести относительно участников криминального судопроизводства по собственному делу и членов их семей».
Характерно, что «грозный» узник был, естественно, безоружен и ехал домой к родным и близким.
Попытка сбушников «выпихнуть» освобожденного «политического» вместе с состряпанным ими эмоциональным документом, встретила серьезное сопротивление российской погранзаставы. Россия отказалась принять Романова на свою территорию, со ссылкой на просроченный внутренний паспорт. Интересно, что «по ту сторону» границы — со стороны России — Илью ожидали некие лица в штатском, высказывающие намерения об его административном задержании.
Противостояние на границе закончилось тем, что операция по «выдворению» Романова провалилась. От границы он выехал в Генеральное консульство РФ в Харькове, причем, «оперативное сопровождение» следовало за ним вплоть до дверей консульства. Получив свидетельство на въезд в Россию, Илья Романов в тот же день, 10 декабря, пересек границу, и на следующий день вернулся домой.
Мы выражаем огромную благодарность луганскому коммунисту Юрию Хохлову и харьковскому коммунисту Павлу Тищенко за недопущение провокаций и попыток задержания освобожденного. Мы выражаем также огромную благодарность всем, кто принял участие в благополучном возвращении Ильи, распространяя информацию о беспределе спецслужб и обзванивая чиновников.
# # #
Напомним, что в начале 2000-х годов в период массовых народных протестов против режима Кучмы в Киеве в ходе акции «Повстань, Украина!», сложилась организация большевистского типа, которая называла себя группой коммунистов-революционеров. Группа разворачивала агитацию за свержения режима Кучмы и режимов буржуазного типа вообще. Членам группы следствием были вменены: организация взрыва у здания Службы Безопасности Украины, в отместку за избиение участников мирной протестной акции «Повстань, Украина»; экспроприации денежных средств (нападения на ювелирные салоны и обмены валют) и аккумуляция оружия для обеспечения деятельности группы и подготовки восстания на Украине. Группе было вменено также обвинение в призывах к свержению строя путем распространения газет.
В декабре 2002 года революционеры были арестованы. Из них, Андрей Яковенко, Богдан Зинченко, Александр Герасимов, Олег Алексеев, Сергей Бердюгин, Нина Польская были гражданами Украины и жителями Одессы, входили в состав КПУ и ЛКСМУ (украинская компартия и комсомол). Илья Романов, Игорь Данилов, Александр Смирнов, Анатолий Плево были гражданами России, имели различные левые политические убеждения. Евгений Семенов являлся жителем Молдавии.
Многим данное дело известно под названием «пыточного». К задержанным коммунистам по поручению и при участии СБУ были применены чудовищные пытки, избиения и издевательства. Доказательств по делу у следствия не было, приговор — в основном, от 8 до 14 лет лишения свободы, был основан на выбитых признательных показаниях. Пытки смог выдержать только один из задержанных — Игорь Данилов. Напомним также, что после избиения в область паха, у Сергея Бердюгина стремительно развилась злокачественная опухоль, и осенью 2003 года 20-летний одесский комсомолец умер в тюрьме. В конце «украинского» следствия, к делу подключились и российские спецслужбы: московской прокуратуры и ФСБ по Москве. Российских граждан, арестованных в рамках «Одесского дела», избивали в здании Одесского СБУ соотечественники «с корочками» по неизвестным уголовным делам, возбужденным в Москве.
После перевода всех задержанных на территории Украины участников группы, в следственный изолятор Одессы ОСИ-21, и начала кампании со стороны различных политических групп в их защиту, факты издевательств над задержанными получили широкий общественный резонанс. В судебном разбирательстве в 2003-2004 годах, почти все революционеры подтвердили факты пыток и отказались от признательных показаний, настаивали на своих убеждениях и необходимости свержения преступного режима в государстве.
Исключение составил один — Анатолий Плево. За сотрудничество с «органами» вплоть до вынесения приговора, он получил минимальный срок — 6 лет лишения свободы. В декабре 2008 года он был освобожден по отбытии наказания. Именно после этого, в январе 2009 года, в Генпрокуратуре Украины был положительно рассмотрен запрос российской прокуратуры о выдаче двух российских фигурантов дела для «производства следственных действий»: Александра Смирнова и Игоря Данилова. Они были осуждены в Москве, причем к предыдущим размерам наказания был, по сути, прибавлен новый срок. В настоящее время, по показаниям этой же «утки» Плево, проходит второй процесс в Одесском суде над двумя украинскими фигурантами дела — Андреем Яковенко и Олегом Алексеевым.
Не исключено, что ментам и судам спущено указание с «верхов» режимов России и Украины осудить наиболее активных революционеров этой группы по вновь и вновь вымышленным делам, чтобы исполняемые в отдельности приговоры в совокупности составили огромные срока лишения свободы.
(Рисунок Ильи Романова)