Анархизм как политическая философия и идеология существенно контрастирует среди даже своих левых соседей, не говоря уж об иных политических течениях. Методы, которые анархизм применяет согласно целям, исключают существование какого-либо центрального руководства, перепоручения выбора взамен на стабильность и безопасность и отрицает поддержку политических интриг.
При этом большинство современных и имеющих вес оппозиционных движений и организаций свою работу с населением строят на этих трех китах, вне зависимости от своей радикальности и идеологии. В соответствии с этим и строится их политика в отношении различных социальных групп. Но антиавторитарные коммунисты и антиавторитарии в принципе лишены возможности предлагать людям программу, которую им просто нужно поддержать на выборах, не могут они и привлечь каких-либо серьезных спонсоров, нет смысла им и входить в блоки и фронты.
Идеология анархизма не позволяет быстро поглощать и проникать в существующие институты – как минимум по причине невозможности иерархии и приказов. Автономность групп и личностей отвергает всякую возможность распределять информацию и права по пирамидальной схеме. Всякий же кто это отвергает на словах или на деле не является анархистом.
Но при этом анархизм не является течением, полагающимся на меньшинство. Во всех трактовках и направлениях он опирается на большинство: на трудящихся, молодежь, интеллигенцию и маргинальные классы людей. Нет анархизма с революцией сверху, с переворотом одиночек, нет анархизма для богатых. В связи с тем, что социальные группы грубо определены выше, анархистам, с учетом местной специфики, необходимо разграничить и определить методы и технику агитации и пропаганды среди этих слоев с последующим привлечением в движение.
На основании хаотической работы и случайностей по привлечению людей, при всем желании, либертарная идеология так и останется уделом маргинальных и малочисленных групп. Выработка стратегии является важным даже принципиальным моментом в жизни движения, не смотря на то, что полностью всеми его участниками она принята не будет. В этой статье я попытаюсь сделать краткий обзор социальных слоев и классов, единых в общих чертах для России, Беларуси и Украины за редким исключением, и, вместе с тем, выработать стратегию по привлечению их в социально-революционную деятельность.
Начну я с самой близкой радикальным философиям категории – это молодежь. Максимализм, бунтарство, романтика, все это пронизывает жизнь молодых людей во все времена. Однако всегда нужно помнить и обратную сторону медали – инфантильность, капризность, непостоянство. Привлечь молодых проще, проще и потерять. Условно можно разделить эту социальную группу по эстетическим пристрастиям – ведь именно это в молодом возрасте и определяет вектор по которому направится юноша или девушка. Всего таких условных подгрупп будет три: молодежь уличная, комнатная (интеллигенствующая) и неформальная. Еще раз повторю – деление исключительно условно и проведено лишь для упрощения подходов в целом.
Уличная молодежь это, по сути своей, около 90% всех молодых людей. И, к сожалению, практически не охваченная нашей пропагандой и агитацией (в отличии от ультраправой). Основные господствующие тут эстетические ориентиры – насилие, авторитет (чаще всего личный), красивая жизнь, слава. Сразу необходимо прояснить, что уличная молодежь серьезно разделяется по своему образу жизни на гендерной основе.
Парни тянутся к насилию, авторитету, своеобразной романтике, девушки же ищут славы и денег. Для первых больше свойственно трата всех своих средств на утехи, вторые же нацелены на материальные ценности (хотя и среди парней потребительство распространено, но не в таком объеме). Пьянство и наркомания – бич улицы, не дающий многим оценить свои перспективы, которые сильно расходятся с целью «красивой жизни». Из позитивных, на мой взгляд, тенденций, есть ненависть к репрессивному аппарату, классовая неприязнь ко всем вышестоящим.
Чаще всего уличная молодежь в будущем становится пролетариатом, на момент своей молодости учась в ПТУ, поэтому так же есть и неприязнь к интеллигенции. В связи с расцветом криминального мира в 90-ые сильна в этом слое и воровская романтика, и, как следствие, этический кодекс. Однако, последнее характерно где-то в большей, где-то в меньшей степени.
В Беларуси государство поставило своей целью уничтожение воровской идеи, и этический кодекс лагерей разделяется лишь узким кругом сидевших и редкими провинциальными городами. Расизм, предрассудки – тут они серьезно укоренились. Основными медиа, влияющими на эту часть молодежи остаются фильмы, музыка и телевидение (но уже в меньшей степени). Для улицы характерны стаи, группировки – коллективный образ жизни и, главное, мышления. Вкупе с отсутствием критического мышления это делает их чрезвычайно уязвимыми к демагогам и популистской пропаганде. Так же парней в этой условной группе притягивают организации с жесткой дисциплиной и регламентом, начиная от армии и заканчивая бандами. Чаще всего это происходит из желания «быть как все», т.е. конформизма.
Как следствие из гендерного разделения, тут следуют и разные подходы. Из имеющихся эстетически близких к уличным пацанам и при этом занимаемыми анархистами начинаниях можно перечислить футбольный хулиганизм и антифашизм. Это связано, в первую очередь, с ориентацией на насилие и жесткую организацию. Поэтому чрезвычайно важно не потерять эти платформы, развивать их и не допустить отделения того же антифашизма от анархистской пропаганды. По поводу хулиганизма вопрос во многом в РФ, РБ и Украине связан с антифашизмом, ведь аполитичных фанатских группировок сейчас действительно мало.
Необходимо уяснить – троцкист антифа, либерал антифа или принципиально аполитичный антифашист это либо люди в т.н. переходном состоянии, где они уже отчасти ассоциируют себя с идеей безвластия, либо наш идеологический противник, продвигающий враждебные нам идеи. В данном контексте я веду разговор именно о боевом антифашизме, но замечание о противниках можно расширить на все косвенно анархистские инициативы – ЕВБ, зоозащита, синдикализм и т.д. Продолжая тему близких к уличным парням начинаниям необходимо отметить, что анархистам не хватает чисто либертарного движения, связанного с насилием и жесткой организацией. Позитивной считаю попытку создания платформы милитант-анархизма, однако ей не хватало эстетических признаков (одежды, стиля) и реальных дел, известных вне уютных блогов. Отличным примером можно сделать бойцовские клубы, если бы эта тема не была бы в наших странах узурпирована ультраправыми.
Сильный толчок в виде фильма (в котором, кстати, явно подаются левые идеи, а иерархия в клубе сугубо неформальная, держащаяся на авторитете) дал начало копированию, однако без революционной составляющей. Можно попробовать «ввязаться» и туда, но серьезного эффекта уже не достигнуть – потеряна самобытность. При контактах и агитации уличных пацанов нужно помнить – интернет это площадка совершенно для этого неподходящая, как и любые опосредственные методы пропаганды: листовки, брошюры и т.д. Литература вообще в этих кругах не пользуется спросом. Какой-то минимальный эффект можно достигнуть через граффити и стикеры, т.е. кратким и красочным посланием. Однако это не сравнить с личным общением, музыкой и кино.
Личное общение вопрос довольно тонкий и обширный, но если с большего…т.к. вся молодость проходит в борьбе за личный авторитет, то чтобы серьезно воспринимать слова говорящего, говорящий должен уметь должным образом реагировать на нападки с чужой стороны, не быть исключительно навязчивым, и уметь говорить простым и понятным языком. Большим плюсом будет при этом физическая сила, отсутствие какой-либо субкультурной атрибутики и, естественно, аккуратный подход к общим принципам компании. Коммуникабельность у пацанов на уровне, поэтому харизматичному человеку можно стать своим практически в любой уличной компании, соблюдая эти общие принципы.
Так же нужно понимать, что в массе своей лидерам никакая пропаганда ни к чему, т.к. их интересы непосредственно личная власть и любые попытки потерять «паству» они будут воспринимать враждебно. Музыка, близкая по духу уличной молодежи (тут она едина для обоих полов) уже осваивается либертариями, будь то хип-хоп или акустика, однако не хватает ресурса для распространения и качества. В любом случае прямая пропаганда не подходит, а полустеб (Политзек) остается лишь уделом действующих анархо-активистов. Из школы я запомнил время, когда Коловрат «Герои РОА» была на половине мобильников в моем классе, это результат к которому надо стремиться и нам. Фильмы…есть конечно блокбастеры несущие близкие нам идеи, но общество спектакля не создает чего-либо действительно опасного для него самого.
А анархисты зациклены на заунывных документальных и глубокоосмысленных философских лентах. Огромным шагом вперед было бы создание фильма о революции, восстании с акцентом на действие (как это было примерно сделано в «V значит вендетта»), однако тут с нашими ресурсами можем лишь поспособствовать его созданию через сценарий или комикс (как в случае с вышеупомянутым фильмом). В любом случае подборка существующих фильмов на похожую тематику не помешает.
Касаемо женской части уличной молодежи, то к ним подход несколько иного рода. В связи с меньшей тягой к насилию, личной зависимостью от своего возлюбленного (как модели поведения) большим интересом к интернету и ярко выраженной тягой к модничеству, можно сказать, что девушек привлечь в существующее анархо-движение значительно проще. ЕВБ, зоозащита, благотворительные акции соответствуют эстетическим пристрастиям прекрасной половины молодых людей с улицы, однако, в этом направлении необходимо работать, чтобы завлечь их туда хоть единожды.
Пока акции подобного рода существуют в основном для и за счет субкультурной молодежи. Возможно, имеет смысл создать инициативы сходные по содержанию, но с иным обликом, с акцентом на помощь нуждающимся. И с меньшим количеством субкультурщиков в рядах. Из подобных акций еще можно вспомнить попытки наладить ярмарку взаимопомощи в некоторых городах Беларуси (свободное дарение вещей, оказавшихся ненужными и соответственно агитация принести свои ненужные вещи), электронные вечеринки с политическим подтекстом (но не нападающих прямо с флаеров и рекламы).
Кроме трех китов воздействия на юношей (личного общения, музыки, кино) можно еще, при пропаганде женской аудитории, использовать интернет и социальные сети (более восприимчивы), различную одежду с символикой или подтекстами (хотя это больше к субкультурной молодежи подходит, но я не раз и не два видел, как обычные девушки изрывали дистро на концертах, при полном равнодушии к музыке), ну и еще можно заметить, что чаще всего девушки такого типа перенимает все и вся от парня, будь то идеи или предрассудки.
Движение, вовлекая в себя молодежь с улиц, должно заботиться и об их «ассимиляции». Если их предрассудки, буржуазные представления и устремления превзойдут определенную критическую массу, то это приведет к тому, что движение само изменится, перестанет быть революционным, и войдет в обычную обывательскую жизнь.
Поэтому очень важно поднимать среди них уровень самостоятельного мышления, умения критически мыслить и ставить иногда даже самое очевидное под сомнение, преодолевать собственные предрассудки. Так же самим нам нужно постоянно критиковать ту иллюзорную красивую жизнь и неуемное потребительство, которые им предлагает капитализм. Делать это лучше не на теоретических построениях, а на живых примерах из жизни, простых и близких. Ассимиляция процесс более трудоемкий, чем вовлечение, и его усложняет тот факт, что по итогу 80% не примут идеи движения и рано или поздно уйдут из него. Однако оставшиеся укрепят и обогатят опытом нас и анархистскую традицию в общем.