Судебное заседание в Басманном суде по вопросу о мере пересечения в отношении одного из фигурантов дела Степана Зимина прошло в привычном режиме.
Следствие, при поддержке прокуратуры, настаивало на продлении ареста до 6 ноября, адвокат Зимина Василий Кушнир возражал, а судья Ирина Скурдина в итоге встала на сторону обвинения. По аналогичному сценарию пока развиваются все процессы по мерам пресечения в отношении фигурантов «Болотного дела».
Зимина обвиняют в участии в массовых беспорядках (ст. 212 ч.2 УК) и сопротивлении представителям власти (ст. 318 ч.1 УК). Адвокат Василий Кушнир объяснял, что к материалам дела не приобщены материалы экспертиз и показаний свидетелей, которые противоречат материалам обвинения.
«Следствие не приобщило к делу данные экспертизы и очных ставок. Одна из них о том, при каких обстоятельствах получил травму сотрудник полиции, который выступает в качестве потерпевшего. Экспертиза показала, что перелом не мог быть связан с броском камня. Почему этих данных нет в деле? Я считаю, это сделано специально, чтобы невинный человек продолжал оставаться за решеткой», – интересовался на суде адвокат.
Двухметровый Зимин качал головой в знак поддержки своего адвоката.
«Вы плохо читали дело, там написано, что сотрудник полиции испытал физическую боль. А материалов нет в деле, потому что следственные действия проходили в пятницу и еще не прошло семь дней, которые есть по закону, – возражал следователь Агасий Марукян.
Кушнир также привел в пример показания свидетелей, сотрудников полиции, которые, по его мнению, также свидетельствуют в пользу Зимина. «Пострадавший Куватов спустя несколько дней давал показания, где ничего о Зимине или человеке, на него похожем, не писал. Зато спустя месяц, как раз после ареста моего подзащитного Куватов эти показания дает и говорит о сломанном пальце. Недавно показания давал непосредственный начальник Куватова – Кувшинников. По его словам, Зимин из-за его высокого роста был постоянно в поле его зрения. И он подтвердил, что Зимин непричастен к преступлениям, в которых его обвиняют», – уверял Кушнир.
Но судья, которая давала высказаться стороне защиты и несколько раз жестко обрывала следователя, отметила, что суд решает вопрос о мере пресечения, а не степень виновности.
Сам Зимин возражал аргументам следствия, которое настаивало на продлении ареста.
«У меня 1 сентября начинается сессия в институте, я проживаю в квартире, за которую надо выплачивать кредит, ну куда я могу скрыться», – говорил Зимин. «Еще о своем семейном положении скажи», – подсказывал Кушнир.
«А что такое с семейным положением?» – заинтересовалась судья. Зимин опустил голову и замолчал. «Ты сам расскажешь или лучше мне», – вмешался Кушнир. «Лучше вы скажите», – почти шепотом произнес Зимин. «У него в январе умерла мать, преподаватель в вузе, где учился Зимин. Осталась квартира в ипотеку и кредиты. Учитывая вышеизложенное, прошу освободить моего подзащитного под подписку о невыезде или домашний арест, потому что денег под залог у него нет», – подвел итог Кушнир.
Судья объявила перерыв и удалилась для принятия решения.
Кушнир тем временем рассказал, что показания сотрудников полиции противоречивы. «Их там четыре человека (сотрудников полиции. – «Газета.Ru»), они работали вместе на Болотной – врывались в толпу и вырывали демонстрантов. Так вот, каждый из них говорит разное. Тот же Кувшинников, он был командир подразделения, говорит, что Зимин кидал камни, но в другую сторону и в сотрудника не попадал. Следователя очень разозлили эти показания, как и экспертизы, впрочем», – рассказывал Кушнир. Поэтому следствие и не включило их в материалы дела, уверен адвокат. «Зато там, из 75 страниц дела, половина – шелуха. Как один следователь выходит из следственной группы, а другой туда входит. Четких обвинений против Зимина нет, что он конкретно делал на Болотной. Пускай хотя бы напишут, в чем конкретно он обвиняется, а то там какая-то вода, типа действовал противоправно с умыслом», – объяснял адвокат. Он добавил, что у него сложились напряженные отношения со следователем Марукяном. «После того, как на очной ставке с сотрудниками полиции удалось выяснить, что обвинения не соответствуют показаниям, он очень разозлился. Особенно когда это стало известно СМИ. Например, он сказал, что к материалам дела приобщены мои данные из Twitter», – отметил Кушнир. По его словам, следователь аргументировал это тем, что так отрабатываются связи Зимина, кто какие пишет комментарии по этому поводу.
«Мои фотографии с отдыха, семьи, дочки в уголовном деле, что это вообще такое? Как это расценить, если не как угрозу? Я с 2002 года работаю в Москве адвокатом, но с таким давлением не сталкивался», – уверял Кушнир. Он не исключает, что против него может быть организована какая-то провокация, чтобы он вышел из дела.
Спустя полчаса после перерыва судья начала оглашать решение. Оно оказалось ожидаемым – Зимину продлили срок содержания под стражей до 6 ноября, как и просило следствие.
На этот раз поддержать Зимина пришли не только его друзья, в Басманном суде появились оппозиционеры с «белыми лентами» и один из лидеров движения «Солидарность» Илья Яшин.
«Я прочитал о деле этого парня, все экспертизы в его пользу, поэтому пришел поддержать. Хотя мой адвокат и не советует появляться в судах (после обысков, которые прошли у Яшина в июне – «Газета.Ru»). Но если его не отпустят это будет что-то запредельное», – отметил оппозиционер.
В понедельник «Газете.Ru» стало известно, что следствие не будет настаивать на продлении сроков пребывания в СИЗО двум другим фигурантам «Болотного дела» – Рихарду Соболеву и Олегу Архипенкову.
Они оба были задержаны 6 мая на площади Революции и утверждали, что их не было на Болотной площади. На прошлой неделе во время молодежного форума «Селигер-2012» Владимиру Путину дважды задавали вопросы о «болотном деле». Молодые люди интересовались у президента, почему среди фигурантов уголовного дела оказались те, кто вообще не был на Болотной площади в момент массовых беспорядков 6 мая. Речь шла об арестованных Соболеве и Архипенкове.
«Пусть прокуратура проверит, я не в курсе этой ситуации», – ответил Путин.
После реплики о том, что обращение в прокуратуру не помогло, президент лишь посоветовал попробовать еще раз.
Ранее под подписку о невыезде был отпущен активист партии «Другая Россия» Александр Каменский, который также не был на Болотной площади. Он был задержан в начале июня, но следствие так и не предъявило ему обвинение. В настоящий момент он находится в статусе подозреваемого под подпиской о невыезде.
В рамках расследования «массовых беспорядков» на Болотной площади предъявлены обвинения и арестованы Басманным судом Москвы 14 подозреваемых: безработные Андрей Барабанов, Артем Савелов, активист «Левого фронта» Владимир Акименков, предприниматель-культурист Максим Лузянин, студент МГУ Ярослав Белоусов, националист Рихард Соболев, коммерческий директор турфирмы Олег Архипенков, инвалид второй группы Михаил Косенко, студент кафедры современного Востока РГГУ Степан Зимин, бывший морской пехотинец Денис Луцкевич, ученый-химик Федор Бахов, отслуживший на флоте студент РГСУ Алексей Полихович, правозащитник Николай Кавказский. Кроме того, 18-летняя студентка Александра Духанина помещена под домашний арест, а гражданская активистка Мария Баронова находится под подпиской о невыезде.
Источник: http://6may.org/stepanu-ziminu-prodlili-arest-nesmotrya-na-rezultaty-ekspertizy/