Отсутствие прививки перспективистского понимания истины, представлений о ее зависимости от избранной системы отсчета и от языка, на котором эта истина устанавливается и формулируется, ведет к таким особенностям восприятия, как сексизм, эйджизм, ксенофобия и отказ в уважении к неклассическим практикам и отличным от нормативных ценностным и стилевым особенностям жизни отдельных групп общества. Судящие активисток панк-группы Pussy Riot оценивают их деятельность с высоты некритического понятия истины и тем самым предполагают, что существует лишь одна истина, и право ее устанавливать принадлежит только им, судящим. Я называю эту истину патриархальной, сексистской, гомофобной, ксенофобной, традиционалистской и фундаменталистской.
Отвергая все другие перспективы и способы мышления, сторонники фнудаменталистской теории единой истины переводят этические, правовые и прочие социальные нормы, а также допустимые пределы отклонения от нормативной модели поведения в ранг обычаев и традиций, т.е. вещей неполитических, не зависящих от результатов общественной дискуссии. Таким образом, отвергается выработанный тяжелым XX веком идеал плюралистской модели устройства общества, предполагающей постоянную политическую конкуренцию различных нормативных систем, постоянное соревнование между альтернативными картинами мира, оказывающих влияние на принятие государственных и иных решений. Вместо соревновательного плюрализма мы имеем последовательную натурализацию одной из возможных картин мира. Той, которой придерживаются бывшие и нынешние сотрудники силовых структур, составляющих нынешнюю российскую политическую элиту. В их число входит и Святейший Патриарх Кирилл.
Представители РПЦ, как мы обсуждали между собой, внутри Pussy Riot, еще до нашего ареста, — отнюдь не глупые люди. Не темные. Но они хотят, к сожалению, чтобы большинство россиян темным оставалось. Им нравится быть элитой — не только политической, но и интеллектуальной. Вокалистки Pussy Riot заметили, что вопросами гендерного равенства в России озабочены две группы лиц. Одна — и это вполне ожидаемо — активистки и активисты феминистских групп, активисты ЛГБТ+К-организаций, научные работники, занимающиеся проблемами, связанными с гендером. Вторая — и это действительно парадоксально — это спикеры РПЦ. Это отец Всеволод Чаплин, протоиерей Дмитрий Смирнов, а теперь и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На круглом столе в университете МВД РФ, прошедшем недавно, 28 марта, Патриарх приводит характеристику пола якобы с позиций социального конструктивизма. «Пол — социальное явление, сам человек может сконструировать свой пол». Изящно, в хитроумной чекистской манере сводя при этом конструктивизм к абсурду. Святейший играет на том, что понятие «человек» можно истолковать, как с позиций индивидуалистских, персоналистских, так и с позиций системных, структуралистских, коллективистских. Религиозная философия, к которой нас отсылает сан говорящего, склоняет нас к трактовке понятия «человек» с персоналистских позиций. Социальный конструктивизм же изъясняется на совершенно другом языке. И Патриарх делает вид, что этого не понимает. Безусловно, предположить, что человек по собственной воле может менять пол, как перчатки, есть верх глупости. Патриарх добивается агрессивной реакции россиян на идеи гендерного равенства, лукаво не замечая того, что социальный конструктивизм говорит о человеке не в персоналистском, а в фейербаховом, марксовом смысле. Человек — тот, кто приобретает свою идентичность в воспроизведении социальных практик. Эти практики, в том числе и практики конструирования пола, могут быть изменены, но это не вопрос индивидуального волевого усилия, но серьезной и долгой политической работы, сравнимой по масштабам с революционными целями по преобразованию мира «Тезисов о Фейербахе» и «Манифеста коммунистической партии».
Именно этой работой сейчас занимаются в Европе сторонники гендерного равенства. Они честно отвоевывают в политической борьбе с правыми, консервативными силами гендерное законодательство. Патриарх пытается убедить россиян в том, что «гендерные законы» не основываются на «нравственном консенсусе в обществе», но принимаются силой — «давлением телевидения, общественного мнения, интернета, выкручиванием рук, запугиванием». Но и тут Святейшество лукавит. Телевидение, как и интернет, — это инструменты борьбы представителей различных нормативных установок, используемые в здоровой политической обстановке, какой Европа может похвастаться, а Россия — нет, как правыми, так и левыми силами, как консерваторами, так и либертариями. Традиционалистов и консерваторов в современной Европе ущемленными в правах, свободах, доступе к СМИ и к участию в органах власти, не назовешь. Запугивание и выкручивание рук — методы, чаще используемые правыми политическими элитами. Вот Саркози, намедни, в попытке набрать очки в президентской гонке бросился лихорадочно арестовывать, избивать, потрошить предполагаемых экстремистов. В России ФСБ врывается в квартиру Гейдара Джемаля. Играть на изученных в школе силовиков приемах — излюбленный политический жест нашего национального лидера, за которого активно агитировал Патриарх.
И — последнее, но самое вопиющее в высказывании Святейшего на круглом столе в университете МВД: по Кириллу, нравственному консенсусу мешает «давление» общественного мнения. Как можно противопоставлять «нравственный консенсус в обществе» и общественное мнение? Похоже, в коридорах Лубянки учат, что мир — это война, свобода — это рабство и что консенсус в обществе принимается без участия общественного мнения.
Православная церковь, хотя и озабочена вопросами гендера, всеми средствами старается ограничить население России от влияния философии и политики гендерного равенства. И это не преступление. Пусть РПЦ и дальше вволю постулирует свои гендерные и этические представления. Но для нравственного консенсуса в обществе недостаточно мнения одной из сторон. О консенсусе нельзя говорить, когда другая сторона, сторонники идеи гендерного равенства, лишены доступа к телеканалам и к бумажной прессе, представительства в верховных органах власти, когда они в открытую дискриминируемы неоднократными скандально сексистскими высказываниями премьера Путина, когда, наконец, они запугиваются показательными посадками феминистских активистов (Pussy Riot).
Не могу не согласиться с Патриархом в том, что именно «из нравственного консенсуса вырастет общая законодательная система, включая защиту прав людей». Только вот о существовании консенсуса в России говорить нельзя, пока инициаторы общественной дискуссии, в которой сейчас активно принимает участие и Святейший предстоятель, «грызут шконку» в СИЗО № 6. Нас утешает только Иисус: «Многие же первые будут последними, и последние — первыми (Мф 10:31)». Мы хотим принимать участие в той дискуссии, которую затеяли. Готовы встречаться, разговаривать, спорить на равных. Мы же сейчас заперты за 10 железными дверьми. Будучи заключенными, мы не можем полноценно отвечать на выпады представителей, оппозиционной нам, концепции пола и гендера. Не хотелось бы никого обвинять, но манера посадить противника в клетку, угрожая 7 годами колонии общего режима и говорить, стоя рядом с этой клеткой, о нравственном консенсусе — не малодушие ли?
Надя Толокно, СИЗО-6, 5 апреля 2012 г.
Рукописные, тюремные оригиналы от политзаключенной Толокно кликабельны: (1), (2)
Какая глупость. Изумительно глупая девушка, начитавшаяся псевдоумных книжек с «умными» словами, в которых так и не разобралась, и пишущая изумительно глупые письма.
Все «акции», где безнадежная Надежда участвовала, можно назвать только безобразными и мерзкмим, и к тому же, трусливыми выходками, шокируют и вызывают отвращение. Сделали гадость — отвечайте, а не прячтесь за ворохом пустых и ничего в этом случае не значащих фраз. Бунт и протест для данного возраста — это нормально, но подобная реализация своего бунтарского настроения — извращенное жиробесие психо-невротически больных людей. Наказать однозначно. Но не ограничением свободы передвижения, а тяжелым физическим трудом. Вперед с лопатой, возделывать и окультуривать необъятные просторы нашей Родины, если не хватает культуры и воспитания жить в социуме. Учитесь думать о людях, а не только о своих извращенных амбициях.
А что Вы, с Вашими дремучими средневековыми взглядами, делаете вообще-то на этом сайте?
если вдуматься в идею этого письма, можно вспомнить ссср, когда люди изъяснялись псевдотерминологией не вникая в смысл, историю термина, а также контекст, а спорили о крайне простых вещах.
мне кажется, странным, что то, что девочкам угрожает 7 лет колоний их удивляет. мы живем в полном тоталитарном бардаке и это так очевидно, что не требует пояснений. и совершенно логично что на акции подобного рода будет соответствующая реакция. какова тогда цель этого письма? донести до правительства и общества идеи гендерного равенства? донести, что россия в массе — зомби-рабство, т.к. в цивилизованных странах прогресс идет по общему для всех сфер пути плюрализма, а у нас и слово это не шибко-то знакомое? это не выйдет, хотя бы потому что после скандальных трахов и оров в «храме» люди, которые могли бы заинтересоваться и начать бороться не воспримут не серьезно ни слова, ни поступка.
пробудить людей и их тупые ленивые мозги, путем яростного привлечения внимания? явно не такими средствами, потому что сейчас рычаги давления на коллективные мозги иные, а акция в церкви не удивила ни интеллектуалов, ни прогрессивную молодежь. только глупых паразитирующих старперов и святых представителей православной тусовки.
тогда встает вопрос, а не проплачивают вышестоящие люди подобные акции? тем, кому не выгодна современная политситуация?
понимаете, что к таким акциям люди в массе не относятся серьезно, хотя это ярко выраженный симптом того куда мы катимся, — не относятся серьезно хотя бы из подозрительности. на уровне твитеров и фейсбуков — очень серьезно.
подозревают, что есть «узаконенная влать» — та, которые мы знаем по именам и против которой начали «бороться», и есть власть которую по именам никто не знает, но она есть и «узаконенная власть» её явно не устраивает.
вопрос, если поверить интеллекту автора письма на слово — откуда такой протест против происходящей расправой? реакции очевидные. и итог также очевиден.
кстати, письмо выше — показательный пример. это не средневековые дремучие взгляды. это мнение человека, который занимается своим делом. и сейчас, 21 век на дворе — так, на минуточку, большиснтву людей очевидно, что никакого свержения не будет, перемен к лучшему не будет, и всё что может сделать каждый взятый человек — это заниматься своим делом, не лениться, ни мямлить, не обвинять в своих неудачах правительство, не искать себе оправданий в том, что у нас в стране жить невозможно. будь то деграданский менджемент, мутная кафедра философии, или крастный крест — это как минимум достойнее, чем потратить все вечера недели на обсуждения акции Pussy Riot на фейсбуке.
А кто платит Вам, Женя?