6 декабря 2011 года, в самом начале массовых акций протеста против нарушений в ходе парламентских выборов, в Санкт-Петербурге, среди многих других, был задержан и привлечен к административной ответственности правозащитник и активист, сотрудник организации АДЦ “Мемориал” Филипп Костенко. Суд назначил максимально возможное наказание — 15 суток ареста, руководствуясь явно не представлением о “тяжести преступления”, а некой сомнительной с юридической точки зрения бумагой, “характеризующей личность” Филиппа и представленной в суд сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом. В ней описывались различные формы протестной деятельности активиста.
Задержание Филиппа Костенко и группы Война после акции анархистов 31 марта 2011 на Невском проспекте
Филипп использовал единственную возможную в ситуации лишения свободы форму борьбы с незаконными репрессиями — объявил голодовку с требованием освобождения всех задержанных и арестованных участников протестов.
За время ареста сотрудниками Центра “Э” было активизировано другое административное дело, на этот раз по совсем абсурдному обвинению: еще в октябре 2011 года Филипп был задержан у отдела полиции (куда он пришел, чтобы передать еду задержанным товарищам) и ложно обвинен в “нецензурной брани в общественном месте” (статья — “мелкое хулиганство”). Несомненно, возврат к этому старому обвинению был связан с намерением полиции продлить срок заключения Костенко. Фактически, Филипп не был освобожден — один конвой сразу передал его другому, и стены тюрьмы заключенный активист покинул в милицейской машине, отвезшей истощенного голодовкой человека в полицию, где он провел ночь в ожидании нового суда.
Ему опять назначили максимальные 15 суток, по сути — просто продлили арест по указанию заинтересованных с этом структур (сотрудник Центра “Э”, формально никак не связанного с административным делом, присутствовал на суде — очевидно, чтобы убедиться в правильном исполнении указаний).
Эшник на суде над Филиппом Костенко, 22 декабря 2011
В праздничные предновогодние дни активизировалось расследование по уголовному делу, возбужденному против Филиппа по статье “вандализм”. Сейчас, когда Филипп Костенко отбывает вторые 15 суток административного ареста, для дальнейшего лишения свободы, по всей видимости, планируется использование уже механизмов уголовного преследования. Преследования, также напрямую связанного с протестными действиями активиста, которые власть пытается представить преступлениями. В этом деле объектом “осквернения” признается предвыборный щит партии “Единая Россия”, что само по себе не оставляет сомнений в политическом характере преследований.
Анархисты Питера украсили предвыборный плакат “Единой России”
Ранее сотрудники Центра “Э” пытались привлечь активиста по ст. 319 УК (“оскорбление представителя власти”) за ненасильственную художественную акцию протеста против произвола сотрудников полиции. Это дело тоже ждет своего дальнейшего развития, но, видимо, преследования по статье, не допускающей наказания в форме лишения свободы, показались кому-то недостаточными — и вот в канун Нового года в изолятор к Костенко пришли дознаватели по делу о “вандализме”. Обвинение по этому делу поспешно переквалифицировали в ту часть статьи, которая подразумевает арест, то есть вандализм, совершенный группой лиц или по мотиву розни. Доказательств ни того, ни другого у следствия нет, да и само обвинение в “вандализме” по отношению к предвыборному плакату нелепо: ведь политическую рекламу никак нельзя признать ценным культурным объектом!
5 января 2012 года Филипп Костенко согласно решению суда должен выйти на свободу. Правозащитники и адвокаты настаивают на том, чтобы этот день точно стал днем его реального освобождения!
Массовость начавшихся в декабре акций протеста, проявленная в связи с этими выступления готовность власти к определенному диалогу с гражданским обществом и уступкам демократическим требованиям их участников показывают, что протестная активность — право, а не преступление, а те, кто выступили чуть раньше и решительнее других, заслуживают лишь уважения и благодарности. Мы не должны допустить, чтобы “благодарность” Филиппу выразилась в продлении его тюремного заключения.
Мы требуем освобождения Филиппа Костенко и снятия с него всех ложных обвинений!
Петиция за освобождение Филиппа
Письма Филиппа из изолятора 1 2 3