Государство постоянно стремится доказать нам, что мы должны быть благодарны за то, как мы живем: мол, и медицина у нас бесплатная, и образование, и для работы все возможности. Реальную ситуацию власти никак не комментируют: то, что все больше людей вынуждены обращаться в платные клиники или пользоваться платными услугами государственных больниц, то, что количество студентов-платников вот-вот превысит количество обучающихся за счет бюджетных стредств, а плата за образование постоянно повышается и т.д.
Люди смутно догадываются, что деньги на дороги, автобусы, фонари и больницы берутся из наших налогов, но все равно не чувствуют себя хозяевами в стране. Почему в Минске освещаются даже крыши домов, а в близлежащих городах фонари горят через пять, хотя налоги и минчане, и провинциалы платят одинаковые, мы обсудим как-нибудь в другой раз. Сегодня нам более интересно, чем еще питается гидра власти и куда любит тратить эти деньги.
Сегодня ситуация в стране такова, что нарушением закона скоро будет привычка дышать. По количеству заключенных на 100.000 человек Беларусь находится на почетном 13-м месте из 216 стран. Таким образом, в среднем у нас 36.5 тысяч заключенных. Принято считать, что заключенные – ярмо на экономике, т.к. их нужно содержать за гос. средства. Именно этот агрумент некоторые приводят в защиту смертной казни. Как бы не так.
В месяц содержание одного заключенного обходится государству в примерно в 210 тысяч рублей. Но стоит помнить одну маленькую деталь: в любой зоне законодательно закреплена обязанность работать. Все производство в местах лишения свободы можно условно разделить на три части: «дерево», «металл» и швейное. Это корпусная и мягкая мебель, двери филенчатые, оконные и дверные блоки, стеклопакеты, срубы домов, плинтуса, наличники, половая доска, вагонка и т.д., тарные ящики, садово-хозяйственный инвентарь, инструменты, детали и агрегаты для автомобилей и тракторов, контейнеры для раздельного сбора мусора, садово-огородный инвентарь, оцинкованная посуда (ведра, банные тазы), более 100 наименований швейной продукции, обувь. Швейная продукция — это, между прочим, в основном, одежда для сотрудников МВД, солдат и пр.(2)
Впечатляет, не так ли?
При всем разнообразии продукции средняя зарплата осужденного предельно низкая – Br76 000 Средняя, значит, может быть и 100 000, а может быть и 20 000.
При оплате труда у заключенного высчитывают деньги за коммунальные услуги и выплаты по иску, но, в соответствии с законодательством, ему положено не менее 25% от заработанной суммы. Т.е. если 80 000 – это 25%, то вся зарплата составляет 320 000 рублей. А теперь прикинем, какая на самом деле зарплата, например швеи или столяра. Возьмем за среднюю цифру 1 млн. рублей, хотя в Минске зарплата швеи может достигать и 2-3 млн. Это зачит, что администрация фактически присваивает себе от 65 до 85% зарплаты заключенных. Таким образом, конечный доход от произодства и реализации вышеперечисленной продукции возрастает в разы. Куда идет эта выручка, полученная от многолетнего рабского труда, можно только догадываться.
Научилось государство зарабатывать и на мелких правонарушителях. За первые четыре месяца 2011 года было выписано и присуждено штрафов на сумму в почти 40 млрд. рублей. То есть за год есть реальная возможность заработать еще около 120 млрд. рублей. Думается, эта сумма будет расти, если следить за динамикой судов над участниками акций “Революции через социальные сети”, которым присуждают штрафы величиной почти в месячную зарплату.
Одновременно с этой статистикой Беларусь может похвастаться неудержимым ростом еще одной величины – количеством сотрудников милиции на душу населения. В Беларуси, по данным исследований, на 100 тыс. жителей приходится 1441,6 милиционера. Это – первое место в СНГ. Фактически, это люди, которые ничего не производят, и в Беларуси они представляют еще и личную охрану властьимущих. На наши деньги содержится эта многотысячная армия тунеядцев. Кто-то возразит, что есть среди них люди, которые действительно раскрывают преступления, защищают нас от маньяков и т.д. Поверьте, следователей и реально необходимых работников там единицы, основная же масса – это просто шлак, занимающийся разгоном демонстраций, торгашей у метро и выпивающих в парках. Зарплата этих людей значительно превышает среднюю по стране, они получают бесплатное жилье и форму, которую шьют те, кого они посадили.
На самом деле, эти данные уже не просто настораживают. У каждого беларуса найдется родственник, хотя бы дальний, который работает в милиции, прокуратуре, суде, КГБ, или хотя бы имеет там связи по старой службе. И у каждого третьего беларуса в семье найдется тот, кто сидит, сидел, или будет сидеть, а существующая ситуация в стране это подтверждает.
Беларусь по праву может считаться наследницей лучших лет советсткого полицейского прошлого, и реформа этой системы уже невозможна, только полная реорганизация может спасти положение.
(1) данные за 2009 год
(2) http://www.levonevsky.org/print.php?id=1044
В США проводились эксперимены. Прекращалось патрулирование полицией и велась статистика преступлений. Так вот, наличие или отсутствие полиции никак не влияло на количество преступлений. Главным образом на это влияла вооружённость населения.