“Громкие” бунты в колонии: необходимы или неуместны?

23 сентября участница панк-группы “Pussy Riot” Надежда Толоконникова объявила голодовку и отказалась от работы в швейном цехе колонии — в связи с массовым нарушением прав осужденных женщин на производстве. Она также подробно описала положение и взаимоотношения заключенных женщин между собой и с администрацией колонии.*

1359365068_politika2801-1Через пару дней было опубликовано интервью с другой заключенной той же колонии, нацисткой Евгенией Хасис. По ее словам, коллективные требования Толоконниковой были бы рациональными, если бы в их поддержку все заключенные вышли бы на плац и отказались работать (чего не произошло). Более того, Надя только навредит остальным подобными акциями, потому что ей осталось сидет полгода, а остальным – годы. Хасис считает, что все зоновские проблемы нужно решать в зоне, а не делать из этого мировой скандал.

В ответ на это блоггер Shiitman заметил, что логика “проблемы у нас есть, но давайте решать их аккуратно и по-тихому” свойственна двум категориям зеков: блатным на чёрных зонах … и козлам, сотрудничающим с администрацией – на красных.

get_imgЧуть более года назад отказался работать по субботам и беларуский анархист Николай Дедок, заявив о нарушении трудового законодательства. Большого скандала из этого не вышло, а “отказник” через неделю был водворен на полгода в одиночную камеру, а впоследствии переведен в тюрьму строгого режима.

Мы решили поразмышлять, кто же ближе всего к истине и какие перспективы у голодовки Толоконниковой, и расспросили о тюремных  законах недавно освободившегося анархиста Александра Францкевича.

3.09-1Как ты, как бывший заключенный, можешь оценить поведение Толоконниковой? Права ли Хасис насчет того, что решить внутренние проблемы колонии подобными действиями невозможно? Насколько действенна голодовка в этом случае?

Я считаю, что во многих словах Хасис есть доля правды, а именно: такие привлечения внешнего внимания и попытка давления на администрацию извне приносят мало результата, кроме банальной мести сотрудникам колонии. Если есть проблема у зэков,зэки должны решать ее изнутри, при помощи тех средств, которые считают приемлемыми (самым действенным считаю массовый отказ от выполнения определенных требований). Привлечение общественного внимания полезно именно при массовых действиях, дабы у администрации не было возможности просто-напросто использовать насилие против бесправных арестантов. Голодовка имеет свой смысл тогда, когда известно, что действия администрации будут расценены как провокационные различными проверяющими органами или массами снаружи, это больше символический акт. По сути же администрации все равно, голодает человек или нет, умирает или нет. Однако по словам Хасис можно подумать, что там одна Толокно безумно носится и привлекает внимание, а женщины живут своей мирной и размеренной жизнью. По собственному опыту могу сказать, что подобные отзывы о лагерной жизни свойственны людям, сознательно или несознательно потворствующим принципу коллективной ответственности. Вообще, по тону похоже на контрверсию со стороны администрации, не исключаю, что Хасис является внештатным сотрудником (ведь у них были по уголовному делу какие-то недомолвки о сотрудничестве со следствием) и таким образом она хочет сбить волну негатива в сторону лагерного начальства.

Был ли ты свидетелем перемен в режиме колонии, где содержался, и каким образом люди добивались этих перемен? Возможно ли вообще изменение режима колонии со сторон ЗК?

На жилой зоне, где я был, перемены были только в худшую сторону, т.к. всё чаще используется принцип коллективной ответственности и арестанты его начали принимать. Не иди против, чтобы не было плохо нам! Плюс использовались пользующиеся авторитетом агенты; других влиятельных зэков вывозили в Могилевскую тюрьму. Однако бывали ситуации, особенно в ШИЗО/ПКТ, когда зэки при помощи голодовок или просто отказа выполнять требования администрации добивались тех или иных целей (чаще всего в весьма компромиссном варианте, но все же). Был один яркий случай, когда после применения силы против зэков из ШИЗО вскрылся (резали вены и животы) почти весь изолятор, это попало в Народную волю, однако ни к каким последствиям для ответственных за это офицеров это не привело, тем же, кто вскрытие инициировал, обеспечили либо крытую (Могилевская тюрьма), либо ПКТ, а одному парню применили 411 статью и добавили 1.5 года… Вот такой печальный итог. Однако, после этого случая применения силы за отказ от выполнения я не припомню. Возможно, это тоже часть итога. Сильно расписывать я не могу, т.к. придерживаюсь правила – о антиарестантских действиях сотрудников писать можно все, но о действиях зэков (даже вредных) и сотрудников администрации, идущих навстречу, лучше ничего не сообщать, чтобы не навредить людям, не подставить их в борьбе за лучшую жизнь.

Не вдаваясь в подробности, ответь на вопрос: на твоей памяти была ли хоть раз ситуация, когда зэки добивались определенных поблажек или просто возвращали себе определенные права на зоне? Есть ли закономерность, какая “каста” заключенных обычно является инициатором “восстаний против несправедливости”?

Да. Помню, но возвращались или достигались они большим трудом и с многими компромиссами. Порой бунт начинают блатные и порядочные арестанты (не подписавшие бумаги о добровольном исполнении режима, тем самым стоящие над подписавшими), но т.к. среди них многие оказываются, на проверку, лицемерами и властолюбцами, они редко начинают его для общего блага, больше для своего. Или могут остановить чужой “кипиш” в обмен на сигареты или поблажки со стороны администрации. Чаще всего начинают обычные, молодые и искренние парни, но в дальнейшем сталкиваются с большими проблемами, как со стороны других зэков, так и со стороны администрации (попыткой изолировать и увезти куда подальше). Бунт в тюрьме – дело довольно трудоемкое, неблагодарное и опасное. Все зависит от среды и атмосферы в лагере, которая обычно совершенно не в сторону бунтарей. В “Волчьих норах” отряды разительно отличались друг от друга по атмосфере, но в моем отряде власть милиция держала на основе коллективной ответственности и массового цинизма, материализма арестантов.

*Подписать петицию в поддержку требований, выдвинутых Надеждой Толоконниковой, можно здесь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх